Депутат от партии «Удар» Ирина Геращенко: «Сегодня власть перешла черту. Это война против собственного народа»

22/01/2014 - 13:31 (по МСК) Никита Белоголовцев

Депутат Верховной рады от партии «Удар» Ирина Геращенко обсудила с Никитой Белоголовцевым то, что привело протест на Майдане к столкновениям на улице Грушевского и гибели нескольких демонстрантов.

Белоголовцев: Хотелось бы обсудить с вами последние события в Киеве. Появилась информация,  возможно, уже о третьем погибшем. В этой связи я не могу не спросить вас, что будет предпринимать оппозиция для того, чтобы предотвратить столкновения, избежать жертв на улице Грушевского?

Геращенко: К сожалению, мы имеем информацию о четырех погибших на улице Грушевского. В первую очередь, мы хотим попросить всех русских присоединиться к соболезнованиям семьям погибших, потому что эти люди ни в чем не были виноваты, они не были экстремистами, не были мародерами, насильниками. Знаете, в центре города не пострадала ни одна витрина, ни одного дорогого магазина, но погибли четыре украинца. Только потому, что власть три месяца делает вид, что в квартале от правительственных учреждений ничего не происходит. А происходят многомиллионные митинги. По всей стране собираются площади, на которых говорят, что правительство профукало все сферы экономики, внешней политики, оно проиграло по всем фронтам.

Белоголовцев: Ирина, простите, что я вас перебиваю, но все-таки очевидно, что ситуация в последнее время кардинальным образом изменилась. Если раньше мы наблюдали только за мирными митингами, то сейчас мы видим ожесточенные столкновения в центре Киева, мы видим, что сила и серьезное оружие применяется с обеих сторон, и пострадавшие есть, в том числе и со стороны правоохранительных органов. Есть ли у оппозиции возможность и понимание того, как можно предотвратить сейчас эти столкновения и увести людей с улицы Грушевского?

Геращенко: Оппозиция два месяца призывала власти сесть за стол переговоров, сдерживая радикальные настроения разочаровавшихся людей для того, чтобы держать это в мирном русле. Власть должна в первую очередь понять серьезность данной ситуации. Наверное, поэтому Виталий Кличко был тем политиком, который в это воскресенье, когда разочарования людей достигли пика, и они вышли на улицу Грушевского обратиться к правоохранительным органам с вопросом, почему два года перекрыты главные улицы города для простых киевлян, лучший парк города отдан бандитам, и туда не могут войти на детские площадки мамы с детскими колясками. Под прикрытием полиции там живут «ментушки» так называемые, эти бандиты, которые участвуют в антимайданах Януковича. Началась эскалация конфликта.

Вы знаете, что Виталий пошел туда и пытался предотвратить конфликт. Он сразу же поехал к президенту, я не хочу говорить «к президенту Украины», потому что сегодня, наверное, этот человек потерял право представлять нашу страну и граждан Украины. Потому что по его приказу использовалось оружие против граждан Украины. Я хочу сказать, что пока мы не видим возможности, чтобы сейчас сесть за стол переговоров. Это означает, что именно властью избрана тактика не только силового, а бандитского варианта развязывания глубочайшего политического кризиса.

Белоголовцев: Ирина, позвольте я уточню. Действительно, Виталий Кличко был единственным политиком, который попытался предотвратить столкновения, встал, в физическом смысле слова, между бойцами «Беркута» и оппозицией, однако у него не получилось это сделать. Мы помним, что тогда его облили пеной из огнетушителя. Сейчас абсолютно очевидно, что люди, которые участвуют в столкновениях с «Беркутом», принадлежат к разным политическим силам и слоям общества. Есть полное ощущение, что они не подчиняются никому, и никто не имеет на них влияния. Также понятно, что их гораздо меньше, чем тех, кто сейчас находится  на Майдане, доверяют лидерам оппозиции. У вас есть понимание того, как можно развести сейчас противоборствующие стороны? Потому что здесь бойцы «Беркута» на улице Грушевского зачастую вынуждены защищаться от тех, кто их атакует. Мы видели кадры, когда сотрудники «Беркута» горят в прямом смысле этого слова после попадания «коктейлей Молотова».

Геращенко: Знаете, неслучайно эти три дня между митингующими и «Беркутом» стояла колонна священников, представителей разных конфессий, которые призывали людей к мирному характеру протеста. На эти демонстрации приходил Виталий не только в воскресенье – и в воскресенье, и в понедельник, и во вторник. Приходили и другие депутаты от оппозиции. Мы просили священников, чтобы они приходили туда и обращались как к митингующим, так и к представителям правоохранительных органов, в первую очередь, с главным месседжем: мы все – украинцы, мы все – представители одного народа, и мы должны сделать все для того, чтобы никогда в Украине не пролилась кровь, никогда не началась война. Как вы видели, удавалось несколько дней избежать жертв, хотя пострадали люди.

Вчера женщины-депутаты были в больницах, где несколько людей находится с проблемами с глазами, потеряли четыре человека зрение, у одного оторвало кисть руки. Удивительно, что власть не сказала ни одного слова сочувствия этим гражданам, хотя среди них есть журналисты. Знаете, это ненормально, когда в невоюющей стране за два месяца пострадало более ста журналистов, среди них есть россияне, между прочим, которые просто пострадали, потому что по ним прицельно стреляли правоохранители, видя, что это пресса, только потому, что они освещали этот конфликт. Это ненормально. Безусловно, власть в первую очередь должна иметь такое слово, как понимание ответственности.

Абсолютно очевидно, что в первую очередь ответственность за то, что происходит в стране, несет человек, который обладает всей полнотой власти – это президент Украины. Он знает прекрасно, что в столкновениях пострадало около ста журналистов, которые просто там выполняли профессиональный долг. Мы вчера были в больнице, очень много лежит просто студентов, люди, которые увидели, что что-то происходит, стали фотографировать на телефоны. И вот эта шальная резиновая пуля их достала. Слава Богу, что эта пуля пролетела мимо, не зацепив глаз и так далее.

То, что произошло сегодня, это переход черты, потому что это волна против собственного народа. Очевидно, что никакой «Беркут», никакие внутренние войска не начали бы использовать оружие без приказа официального сверху. Мы считаем и настаиваем на том, что за стол переговоров должен сесть тот человек, который несет ответственность, имеет полноту власти в стране, принимает решения – это Янукович. Очевидно, что такой глубочайший политический кризис решается политическими методами – это отставка правительства, это уголовное дело против министра внутренних дел Захарченко, который довел ситуацию до такого состояния. И далее, безусловно, досрочные парламентские и президентские выборы, перезагрузка власти, возвращение к европейской интеграции, в первую очередь к построению другого государства с другой системой ценностей. Украинцы – европейцы по сути своей, и строить здесь бандитское государство, вот этот концлагерь, куда пытаются нас загнать, не получится, это же очевидные вещи.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Другие выпуски