Когда у государства закончатся деньги на зарплаты

Объясняет экономист Антон Табах
30/07/2016 - 22:35 (по МСК) Владимир Роменский
Поддержать ДО ДЬ

Плохие новости для учителей, медицинских работников и чиновников всех рангов. Минфин предупреждает, что  без реформ в экономике государство уже в скором времени не сможет выплачивать зарплаты бюджетникам.

«Если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, у нас будут серьезные экономические проблемы», — с таким заявлением выступила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. «Бюджетная сфера — наш главный внутренний вызов», — сказала она. По словам замминистра, когда нефтегазовые доходы «текли рекой» в российский бюджет, то было сложно удержаться от соблазна индексировать пенсии и зарплаты. Но когда резервы будут исчерпаны, выполнять обязательства уже не получится: «Наша экономика в таком масштабе, в каком есть сейчас, не отвечает тем нашим обязательствам, которые мы набрали и которые мы обязаны исполнять».

Замминистра финансов апеллирует к реформам, но если учесть, что под реформами часто понимается оптимизация или просто сокращение персонала, то бюджетникам действительно надеяться не на что. Или массовые сокращения, или снижение зарплат.

О том, насколько оправданы эти прогнозы, Владимир Роменский узнал у доцента Высшей школы экономики Антона Табаха.

 

Антон, по вашей оценке, как скоро действительно могут закончиться деньги в резервах?

Это сильно зависит от курса рубля и динамики цен на нефть. И на самом деле, что я хотел сказать, что сегодняшнее выступление госпожи Нестеренко и очень многие заявления Минфина — это пугание конкурирующих ведомств, претендующих на расходы. Нужно понимать, что их целевая аудитория — не широкие народные массы, а скорее, как это сказать, «денет нет, держитесь». Именно поэтому Резервный фонд пока с нами, именно поэтому у Минфина остаются средства, условно говоря, а те, кто разевает слишком активно рот на резервные деньги, в том числе и методами запугивания, отбиваются.

То есть это политическое заявление с требованием затянуть пояса?

Не совсем. Это заявление, которое еще раз подтверждает общую политику, что жирные времена кончились, нужно, например, повышать пенсионный возраст или повышать использование трудовых ресурсов, собственно ту часть, которая описывала, многие пропускают ту часть заявления Нестеренко, где говорилось про то, что нужно стимулировать молодые семьи, чтобы женщины с маленькими детьми выходили быстрее на работу, как раз через создание инфраструктуры и, скажем так, позитивные стимулы.

Позвольте, я процитирую, я специально для нашей беседы отложил именно этот момент: «необходимо любыми путями увеличить трудоспособный возраст, на это должна быть нацелена пенсионная и социальная политика, политика в образовании и в социальной сфере», это говорила Нестеренко. По ее словам, также необходимо обеспечить эффективность труда и повышения экономической активности и мобильности населения. Нестеренко подчеркивала, что этому будет способствовать создание комфортных условий для трудящихся. Так ли это важно действительно?

Это важно для Минфина, потому что в переводе на русский язык, что давайте мы повысим пенсионный возраст, давайте мы снизим выплаты, связанные с безработицей или отсутствием занятости, и переключимся на то, чтобы люди больше работали, а что касается комфортной инфраструктуры, это, извините, у нас сейчас обязанности регионов. Поэтому за это будут отвечать другие товарищи. В принципе вполне разумная, с точки зрения Минфина, политика, и в принципе все эти заявления, каждое само по себе, они действительно так, очень положительно, все хорошо бы, товарищ Манилов в свое время советовал строить мост, на котором купцы бы торговали полезными крестьянам товарами. Свежо предание.

Все-таки реформы экономики или какая-то оптимизация последует, по вашему мнению? Действительно ли как-то заставят бюджетников самих ужаться?

Бюджетники уже ужимаются несколько лет. В регионах то, от чего ругались последние годы в Москве, в регионах все это идет уже 3-4 года. То есть сокращение персонала в школах и медицинских учреждениях, оптимизация сети бюджетных учреждений и так далее, и тому подобное. Соответственно, пафос сегодняшних заявлений, что скорее всего это продолжится, и что, условно говоря, Минфин будет это всяческим образом стимулировать. Как бы ничего нового не было сделано. Скорее всего сегодняшнее заявление вообще особо не прозвучало бы, если бы не выходной день, отсутствие ярких новостей и летний сезон.

Все-таки, Антон, почему именно сейчас, для чего именно сейчас пугают так?

Потому что сейчас активно идет бюджетный процесс, потому что в этом году сроки немножко сдвинуты из-за выборов, но условно говоря, сейчас как раз готовятся предложения по бюджету, который будет в сентябре новому составу Думы внесен на рассмотрение. Поэтому естественно, сейчас всяческим образом создается соответствующий информационный фон. 

 

Фото: Сергей Шахиджанян / Коммерсантъ 

Другие выпуски