«Точный взгляд из России, которую мы потеряли, на ту, которую получили»: рецензия Дениса Катаева на «Дело Собчака»
В воскресенье — в Сочи на «Кинотавре». 12 июня — в «Октябре». «Дело Собчака», новый документальный фильм Веры Кричевской и Ксении Собчак выходит к зрителям. Политики, бизнесмены, журналисты и общественные деятели соберутся в кинотеатре на Новом Арбате, чтобы вспомнить про 90-е и понять про себя настоящих. Денис Катаев объяснил, почему стоит идти на «Дело Собчака».
«Дело Собчака» это не просто неигровое кино. Это остросюжетный политический блокбастер со всеми необходимыми составляющими. Протагонист — профессор в клетчатом пиджаке, бывший мэр Петербурга, который неожиданно оказывается втянут в запутанную историю, которая изменит не только его судьбу, но и судьбу всей страны. И главный состав из антагонистов — его врагов и можно даже сказать «злодеев», по мнению многих знакомых с этой историей. В фокусе — 90 е и бандитский Петербург.
Ксения Собчак, долго собиравшаяся с силами, рассказывает историю взлета и падения своего отца. Центральный сюжет — травля Анатолия Собчака. Основная цель авторов — разобраться в уголовном деле по факту злоупотребления должностными лицами в мэрии Санкт Петербурга, которое открыли в 97-м году, после того как Собчак проиграл выборы мэра Петербурга своему заму Владимиру Яковлеву. Силовики шли напролом, довели Собчака до сердечного приступа, а спас своего начальника и учителя Владимир Путин, который организовал спецоперацию по его побегу в Париж, рискуя собственной должностью.
В этом захватывающем эпизоде заложена важная мысль авторов фильма. В политике, как и в жизни, не бывает ничего черного и белого. Вот и кино это тоже не черно-белое, оно написано разными красками. Герои и злодеи меняются местами, Путин и Ельцин могут быть плохими и хорошими, смотря как посмотреть на их поступки и поведение в разное время, под каким углом. Ну, а стереотип «политика — грязное дело» и вовсе ломается на таких опередивших свое время харизматиках, как Борис Немцов и Анатолий Собчак.
Так что этот фильм спокойно можно назвать включить в дилогию Веры Кричевской и назвать «Слишком свободный человек-2». И Немцов и Собчак успели побывать преемниками Ельцина, но оба не смогли стать царями горы, потому что обладали иными качествами и свойствами, чем те, кто дает интервью в этом фильме, от Виктора Золотова и Александра Коржакова до Дмитрия Медведева и того же Владимира Путина. Они смотрят на нас прямо в камеру. Это важный и очень точный прием. Им точно есть, что рассказать, но есть и что скрывать. Потому этот фильм — еще и психологический эксперимент.
А еще это точный взгляд из России, которую мы потеряли, на ту Россию, которую мы получили. Взгляд из прошлого в настоящее. Это история вечного круговорота травли и ее механизмах в российском обществе. Параллели с современной Россией очевидны. Многоуровневневое преследование силовиками Собчака неразрывно связано с современными процессами. Вспомним инфаркт Малобродского в суде, который удивительно точно совпадает с тем приступом, который случился тогда в 97-м у Собчака.
Например, когда у заключенного Алексея Малобродского случился инфаркт, многие СМИ стали выдвигать версии об инсценировке. В этом фильме есть фрагмент задержания Анатолия Собчака — журналисты там говорили примерно те же самые слова обвинения. Так что зло вечно возвращается, а за 20 лет мало чего изменилось.