Дело ДОЖДЯ. Кто пытался закрыть сайт телеканала

06/09/2013 - 22:27 (по МСК) Тихон Дзядко, Татьяна Арно
Поддержать ДО ДЬ
Письмо с требованием о блокировки сайта телеканала ДОЖДЬ, скорее всего, фальшивка. Об этом «Интерфаксу» заявил руководитель пресс‑службы RU‑CENTER, где зарегистрирован сайт телеканала, Андрей Воробьев.

Кроме того, в пресс‑службе МВД по Московской области сообщили, что запросов о закрытии доступа к сайту ДОЖДЯ не направляли. О том, что происходило сегодня сайтом tvrain.ru – Тимур Олевский.

Олевский: «Полиция потребовала заблокировать сайт ДОЖДЯ за экстремизм» - такое сообщение появилось на информационном ресурсе Lenta.ru примерно в 2 часа дня. Там и мы узнали, что домен tvrain может перестать работать. Регистратор домена в компании RU-CENTER утром получила похожу на официальную бумагу на бланке из главного управления МВД России по Московской области.

Основанием для отключения сайта якобы стало некое уголовное дело, в рамках которого ДОЖДЬ якобы нарушил статью об экстремизме, вторую ее часть – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Казалось на первый взгляд, что подозрений этот документ не вызывает, однако оформлен он был с ошибками. От регистратора доменов в письме потребовали закрыть доступ к информации на сайте ДОЖДЯ, как будто это компания, занимающаяся хостингом. Обычно если RU-CENTER отключает домен, сайт все равно остается доступен по IP-адресу. Это юридически неверно, и компания написала об этом полицейским, но тут они неожиданно сами перезвонили, и выяснилось, что письмо похоже на фальшивку. Андрей Воробьев нам рассказал, как обычно ни действуют в такой ситуации и что их смутило сегодня утром.

Андрей Воробьев, глава пресс-службы RU-CENTER: Во всех правоохранительных органах есть сотрудники, которые взаимодействуют с регистраторами, с хостинг-провайдерами, установлено прямое телефонное взаимодействие, и у нас в юридическом департаменте тоже есть сотрудники, которые отвечают за запросы правоохранителей. Получая подобные документы, обычно мы связываемся. Бывают моменты, когда процедурно это не совсем корректно оформлено и приходится переделывать правоохранителям официальные обращения. В этот раз мы отправили письменный отзыв, потому что мы еще не перешли к процедуре исполнения, поэтому механизм был достаточно простой сейчас. Мы посмотрели – документ был процедурно неправильно составлен. Мы написали ответ по стандартным каналам. После этого началась история, что это за документ, что за следователь. Я не исключаю возможности, что оно фальшивое, но и считать, что это так, на 100% оснований нет. В принципе, документ пришел по стандартным каналам.

Дальнейшие разбирательства привели нас к противоречивым выводам: во-первых, стало известно, что следователя, который подписал бумагу, нет, то есть человек такой существует, но работает он в другом подразделении полиции. Номер дела, по которому возникли претензии, в письме указан, но адвокатам ДОЖДЯ пока его узнать не удалось. В письме строго предписано, чтобы номер не разглашался, а поддельный этот документ или нет, полиция пока не выяснила. Сейчас проводится проверка. Масла в огонь подлил официальный представитель МВД Андрей Пилипчук, который пояснил Газете.ру, что в полиции дважды проверили сообщение  о запросе в RU-CENTER и совершенно точно уверены, что к запросу отношения не имеют: «То дело, которое упоминается в этом запросе по 282 статье не подследственно МВД». Как понимать эти слова? Остается Следственный комитет. Какие громкие дела по 282 статье в составе мы освещали в последнее время? Дело полковника Квачкова и его друга Хабарова о госперевороте, «болотное дело», события на Манежной площади после приговора Алексею Навальному. В Следственном комитете мне сегодня сказали, что это какая-то ерунда, а, может быть, и провокация, у них претензий к ДОЖДЮ нет и дела тоже нет. Гендиректор ДОЖДЯ Наталья Синдеева к таким провокациям готова, но на ее рабочий график они влияют крайне негативно.

Наталья Синдеева: Первое – это 100% нам мешает работать. Даже если это и есть, то очень странным способом происходит. Ели дело заведено, то почему мы об этом не знаем, почему не было запроса, почему мы в этом не принимали участие? Если его нет, это провокация, то нам опять же это мешает работать. Я сегодня вместо того, чтобы работать, готовить эфир, который будет 8 числа, готовить презентацию, которую мы делаем для рекламодателей, готовить новый сезон, который запускается через 2 недели, я сегодня целый день занимаюсь тем, что пытаюсь разобраться и понять, откуда растут ноги, что это такое. Когда ты работаешь каждый день, делаешь честно свою работу, стараешься искренне и профессионально, ты не думаешь о том, чем тебе это может грозить и что за это будет, потому что ты делаешь свою работу. То, что а последнее время участились DDoS на сайт, что мы живем в не очень спокойном отношении к себе, мы это чувствуем, но думаю ли я об этом каждый день, мне некогда об этом думать.

Кроме того, что запрос в RU-CENTER пришел на фоне не прекращающихся несколько дней DDoS-атак, все это происходит и накануне выборов. У нас работает резервный канал на youtube, работают юристы, которые выясняют, кто написал это письмо, и полиция, которая ищет автора этого странного послания.

Другие выпуски