После того, как стало известно, что из фейсбука утекли данные 50 миллионов пользователей, социальная сеть и ее основатель Марк Цукерберг подверглись сильной критике в США и Великобритании. А 21 марта на компанию подали судебный иск ее собственные инвесторы, которые обвинили Цукерберга в «заведомо ложных заявлениях», которые привели к падению акций социальной сети на 7%. Почему же тогда Цукерберг до сих пор не сделал ни одного официального заявления? Выясняла Ольга Гладышева.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
50 млн аккаунтов с персональными данными пользователей Facebook, которые оказались в распоряжении британской компании Cambridge Analytica, могли перевернуть избирательный процесс в Америке.
«Мы можем использовать данные и их предпочтения, и мы поняли, что это может влиять на кампанию Трампа и их предпочтения», — заявил основатель компании Cambridge Analytica Крис Уайли.
Данные о пользователях собирались через специальное приложение, которое разработал ученый из Кембриджа Александр Коган. Людям предлагали за деньги пройти тест через верификацию Facebook, а потом всю информацию о них и всех, кто был у них в друзьях, продавали компании Cambridge Analytica. В социальной сети заявили, что доступ к этой информации давали исключительно в «научных целях».
«Передавая информацию третьим лицам, включая Cambridge Analytica, оно нарушило наши правила. Когда мы узнали об этом нарушении в 2015 году, мы удалили приложение из Facebook и потребовали, что разработчики и другие стороны удалили все данные. Cambridge Analytica подтвердила нам, что они их уничтожили», — заявили в Facebook.
Но уничтожить их компания и не подумала. Власти США, Великобритании и Европейского Союза требуют объяснений лично у Марка Цукерберга. Британский парламент дал ему неделю, чтобы предоставить информацию по этому делу, а генпрокурор штата Массачусетс объявила о начале расследования в отношении создателя Facebook. Молчание Цукерберга всем кажется подозрительным.
«Что очень важно. Эти вопросы всегда раскладываются как минимум на два. Первое – не нарушаются ли чьи-то соглашения, которые принимались стороной , которая собирала данные, не нарушались ли чьи-то интеллектуальные права и не нарушались ли права пользователя, — рассказывает Максим Гинжук, генеральный директор компании Double Data, — в мире все эти три законодательства устроены по-разному. Соответственно, без погружения в конкретный кейс нельзя принимать поспешных решений. Это даже видно из предыстории. Из того, что Facebook сам не подает в суд на Кембридж Аналитику. Соответственно, там не все просто, будет суд разбираться в этом вопросе».
Пользователи американского фейсбука возмущены утечкой их данных, соучредитель мессенджера Whatsapp Брайан Эктон призвал даже удалить социальную сеть со своих смартфонов, но сам Цукерберг с официальным заявлением так и не выступил. На этом фоне его состояние сократилось больше, чем на 3 млрд долларов, а акции социальной сети за два дня упали на 7%. Инвесторы Facebook не выдержали и подали в суд.
«В результате противоправных действий Facebook рыночная стоимость обыкновенных акций компании, истца и других акционеров понесла значительные убытки. Вследствие этого истец требует, чтобы ответчики (Facebook, Марк Цукерберг и вице-президент по корпоративным финансам и бизнес-планированию социальной сети Дэвид Венер) выплатили убытки, понесенные Истцом», — говорится в групповом иске инвесторов к Facebook.
Сумма компенсации, которую требуют акционеры, пока не определена, но группа инвесторов обвиняет Facebook в том, что тот «нарушил собственные правила защиты личной информации, позволив третьей стороне получить доступ к личным данным миллионов пользователей без их согласия», а также «делал заведомо ложные или вводящие в заблуждение заявления».
«Большие данные – это карандаш. Это инструмент. Можно ли карандашом написать "Войну и мир"? Можно? — считает Максим Гинжук, — можно ли на заборе написать плохое слово? – Можно. Можно ли ткнуть в глаз? Можно. Все это можно делать, но вопрос рекламы. Реклама действительно может менять мнение человека о продукте. Большие данные – это лишь инструмент, который позволяет это делать более эффективно. Ошибка состоит в том, что люди пытаются регулировать и ограничивать инструмент. Если ограничивать, то нужно ограничивать его применение. Все правильно, карандашом нельзя тыкать в глаз, но можно писать "Войну и мир"»
21 марта издание Axios со ссылкой на свои источники в окружении Цукерберга рассказало, что тот все-таки выступит с официальным заявлением в течение суток.
Фото: Stephen Lam / Reuters