Памятники архитектуры приравняли к «хрущевкам». Кто хочет снести конструктивизм под видом реновации
Реновация добралась и до памятников культурного наследия. Как рассказали Дождю жители конструктивистского поселка Дангауэровка, к ним начали приходить активисты и чиновники собирать подписи за лишение домов охраняемого статуса. Следующий этап — снос и переселение. Могут ли снести памятники архитектуры по программе, которая прежде ассоциировалась со сносом пятиэтажек, смотрите в сюжете Ксении Назаровой.
Евгения Антонова проводит экскурсию по своей квартире: «Это несущая стена, она абсолютно жесткая». Дом, где она живет, построен в начале тридцатых. Живой образец архитектуры конструктивизма, в 2008 году этот дом и еще несколько были признаны памятниками архитектурного наследия. А на днях жильцы узнали, что, несмотря на особый статус домов, их могут снести по программе реновации. Некие люди уже начали сбор подписей.
«Когда мы получили эту бумажку на руки, нам удалось ее заполучить, оказалось, что подписи собирали люди, не проживающие в наших домах, абсолютно не имеющие отношения к нашему поселку. И вот это самое обидное и больше всего возмущает. Почему люди, которые не знают, как мы живем, лезут к нам и хотят нас снести? Уничтожать такие районы ― это преступление, на мой взгляд», ― уверена Евгения.
Люди с подписными листами, как говорят местные жители, представляются по-разному: кому-то сотрудниками управы префектуры, а кому-то соседями по поселку. Всем предлагается подписать документ о лишении домов статуса памятников культурного наследия, чтобы включить их в программу реновации.
Жители хотят сохранить дома, они считают, что кому-то просто понадобилась земля в хорошем районе. Житель дома по улице Авиамоторная Игорь Черепков говорит: «Расположены недалеко от метро, удобный выезд на Третье транспортное кольцо, да, действительно, место удобное, хорошее. Могу предположить, что территория, на которой стоит дом, рассматривается какой-то строительной организацией или каким-то инвесторов под строительство других домов, может быть, торговых центров».
Поселок Дангауэровка построили в тридцатые годы прошлого века по проекту архитекторов Мотылева и Вегнера. Там жили рабочие литейного завода Дангауэра. Позже к пятиэтажкам пристроили с внешней стороны зданий лифты, они работают до сих пор.
Как рассказывают муниципальные депутаты, аналогичный сбор подписей идет и в другом конструктивистском поселке ― Дубровке. «Что сейчас заявляет Собянин? Собянин заявляет из каждого утюга, что сносить будут только по желанию жителей. И вот создается видимость этого желания жителей. Всеми правдами и неправдами из людей вытряхивают подписи, что они за реновацию. При этом либо им просто не объясняют, что такое реновация, либо им откровенно врут», ― рассказывает депутат совета депутатов Лефортово Александра Андреева.
По закону статус памятника культурного наследия могут снять только в случае, если здание получит необратимые повреждения. Архитектор Николай Васильев считает, что никакие коллективные письма тут силы не имеют: «Согласно закону сносить, неважно, по чьему мнению, их нельзя. Да, теоретически в законе существует возможность вывести здание или комплекс, в общем, объект культурного наследия, лишить его этого защитного статуса, но это обычно предусмотрено только в случае какой-нибудь катастрофы, когда сильно изменилось состояние. Сама постановка вопроса о том, чтобы снять с охраны, преступна».
Впрочем, Николай приводит несколько примеров, когда по формальным признакам лишали статуса и сносили целые кварталы, которые раньше находились под охраной государства. Так, год назад был уничтожен Погодинский поселок на Плющихе.
Дождь направил запрос в префектуру Юго-Восточного округа, чтобы узнать дальнейшую судьбу поселка Дангауэровка, но ответ получен не был.
На превью: Максим Блинов / РИА Новости