«Автотранспорт не пушечное мясо». Эмоциональная речь лидера дальнобойщиков
В четверг, 26 ноября, в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» прошел круглый стол на тему «Система "Платон" и забастовки дальнобойщиков. Пора решать проблему».
Руководитель Росавтодора Роман Старовойт и коммерческий директор компании-оператора системы «Платон» Антон Замков рассказывали об успехах введения этой системы: что Минтранс и компания-оператор гибко реагируют на все проблемы и «двукратное снижение тарифа до 1 рубля 50 копеек это подтверждает», что очередей нет и ситуация нормализована, система работает успешно и до конца недели ожидаемо принесет до полумиллиарда рублей.
Затем слово взял председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко, который рассказал, что не все так успешно и гладко в работе системы «Платон».
О проблемах системы
Система дает сбои, строит неправильные маршруты, например, заводит грузовой транспорт туда, где еще не достроен мост или туда, где запрещен проезд грузового транспорта. Система регулярно по ошибке списывает и не возвращает деньги.
Если часть пользователей системы пользуется ей без особых проблем, а другая часть не может с ней справиться — это не история про стакан, который наполовину пуст. Так, например, на трассе застрял дядька, возвращался из Питера, он зашел с ноутбука, чтобы зарегистрироваться в системе, сигнал был слабый, он двое суток проторчал: система его выбрасывала.
В крупных промышленных центрах из терминала выходит 200-300 машин. Если 10-15 из них не смогли выйти в рейс из-за системы — это не так ощутимо. А в маленьких городах, где 3-4 предприятия, которые являются градообразующими, такого рода проблемы носят фатальный характер.
В условиях неработоспособности системы и невнятной реакции законодательно-исполнительной власти значительная часть автоперевозчиков просто не выходит в рейсы, опасаясь того, что система не сработает, номера не считаются, придут безумные штрафы в 450 миллионов рублей и компания окажется на грани разорения.
Мы еще летом подготовили исследование, но не получили ответов, и сейчас всплывают все те проблемы, которые мы обозначили еще в июле-августе.
Не надо делать автотранспорт пушечным мясом — толкачом всей экономики. Все ссылаются на европейский опыт: вот в Германии... Но в Германии система тестировалась два года. Так давайте правда сделаем как в Германии!
О действиях власти
Федеральному дорожному агентству очень нужны деньги на ремонт дорог, но какой ценой? Дальнобойщики, которые протестуют выстроившись вдоль трасс, не очень разбираются в экономических и макроэкономических реалиях. Они просто считают этот сбор несправедливым. Но в отношении экономики понятие справедливости не применимо. Но и цифры показывают, что концепция взимания платежей, срисованная с европейского опыта, не подходит российским реалиям.
У нас под боком взбесившаяся Украина, у нас Сирия, Турция и своими же руками правительство, в частности, Минтранс создает аналогичную ситуацию на российских дорогах.
90% тех, кто возмущается, ищет общения с властью. А власть прячет голову в песок. Региональная власть, к которой обращаются, никак не может помочь: это федеральный уровень.
О возможных последствиях для всей экономики
Автоперевозчики не катаются в свое удовольствие: они перевозят товары.
Любое повышение стоимости перевозок отразится на стоимости товаров. Это сбор со всей экономики. И платить его будем все мы.
Руководитель Росавтодора Роман Старовойт: Мы находимся на второй неделе. Практически все сбои устранены. Мы не видим проблем в части доставки товаров народного потребления. Еще раз хочу подчеркнуть, что продукты питания в общей массе 12-тонников в перевозке занимают 8,5 %. Более 80% - это навалочный груз: это уголь, лес, камень, песок.
Председатель профсоюза «Дальнобойщик» «Дальнобойщик» Валерий Войтко: Вот табличка, на которой реальные цифры: кто что возит. Продукты питания – 26%. Товары народного потребления, сельхозпроизводство – 26%.
Роман Старовойт: Это чьи данные?
Валерий Войтко: Это живые данные с трассы и живые данные опроса.
Роман Старовойт: А мы вам говорим по данным Минэко.
Валерий Войтко: Есть вопросы?