«Превышение радиации было краткосрочным, но мы не знаем, чем люди успели надышаться». Что взорвалось на полигоне в Архангельской области?
Официальные структуры признали, что взрыв на полигоне в Архангельской области произошел на установке с источником радиации. Такой вывод можно сделать из сообщения Росатома, который в ночь 10 августа заявил, что при аварии погибли пятеро его сотрудников, еще трое получили травмы и ожоги. Факт взрыва«малогабаритного источника энергии с использованием делящихся материалов» признали и в федеральном ядерном центре. По одной из версий, ЧП произошло при испытании ракеты «Буревестник», о которой рассказывал Владимир Путин. Богдан Бакалейко рассказал, что еще известно об этой аварии.
Что взорвалось на военном полигоне и какие радиоактивные вещества попали в воздух, до сих пор обычным людям неизвестно. В версию Минобороны и Росатома эксперты верят слабо, потому что в Северодвинске уровень радиации в момент аварии превышал норму в 20 раз. Это, конечно, не Чернобыль, но все равно довольно существенно.
Минобороны говорит, что взорвался жидкостный реактивный двигатель — такие поднимают ракеты в космос. Ученые центра Сарова — их коллеги работали на полигоне — сообщают, что взорвался радиоизотопный термоэлектрический генератор или РИТЭГ. Это такая батарейка, которая используется в космических аппаратах. Она не очень мощная — до 220 ватт. Но в космосе этого хватает, чтобы, например, маневрировать.
Вячеслав Соловьев, научный руководитель Российского федерального ядерного центра Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики: «Первые источники энергии с использованием радиоизотопов были созданы в начале 60-х годов. Это направление работы также является актуальным и важным, и необходимым. Эти источники, малогабаритные источники, сегодня необходимы и для космоса, и для удаленных районов Арктики — там, где не требуется обслуживание этих источников. Эти разработки, на самом деле, ведутся во многих странах».
Если ядерные батарейки разрабатывают уже более полувека, а технологии известны всему миру — возникает вопрос — к чему такая секретность? Возможно, потому что на полигоне проходили бросковые испытания ракеты «Буревестник». То есть запускали макет с реальным двигателем. О том, что Саровкий ядерный центр над ним работает, и летом должны быть испытания, писала ранее газета «Коммерсант».
О «Буревестнике» — межконтинентальной ракете с ядерной установкой — любит упоминать Владимир Путин. Её он презентовал 1 марта 2018 года в своем очередном послании.
Проблема в том, что поднять боевую ракету с помощью небольшой батарейки, о которой говорят конструкторы Сарово невозможно. И не совсем понятно, зачем она вообще там нужна.
Борис Жуйков, доктор химических наук, зав. Лабораторией Института ядерных исследований РАН: «Изотопные источники питания — это достаточно массивные штуки. Их имеет смысл применять, когда они работают, по меньшей мере, 100 дней. А те, которые будут работать часы или дни. Сколько там ракета летит? Сотни дней уж точно не будет летать. Их применять вряд ли разумно. Другое дело в космических аппаратах они постоянно применяются».
Иными словами, версия с ядерной батарейкой вызывает вопросы. Не все ученые верят, что запуск ракеты происходил с платформы.
Андрей Ожаровский, инженер-физик, эксперт программ «Против ядерных и радиационных угроз» и «Безопасность радиоактивных отходов» РСоЭ: «А вдруг это не вся правда? Вот мы же знаем, что в Северодвинске этот полигон предназначен для испытаний техники, в том числе, Военно-морского флота. А где у нас расположены ракеты ВМФ? Правильно, на подводных лодках. На атомных подводных лодках. И это аварийный старт ракеты, если он происходил не с баржи, как вот тут говорят, а с подводной лодки, то есть, со штатного носителя, вполне мог повредить один из реакторов подводной лодки. Тогда утечка объясняется. Ну, что-то там вытекло из реактора, попало в атмосферу из-за неудачного старта ракеты. Возможно? Возможно. Возможно, что это скрывают? Конечно, потому что после трагедии с „Лошариком“ флоту признать, что у них еще одна авария на атомной подводной лодке, будет как-то психологически тяжело».
Еще один вопрос, ответ на который со 100% точностью знают в Минобороне и в Росатоме, но не рассказывают обычным людям, какие радиоактивные изотопы использовались, даже если это и была обычная батарейка.
Андрей Ожаровский, инженер-физик, эксперт программ «Против ядерных и радиационных угроз» и «Безопасность радиоактивных отходов» РСоЭ: «Я напомню, что в городе Северодвинске, в километрах 30-ти от места взрыва, наблюдался рост мощности экспозиционной дозы гамма-излучения. Гамма-излучение — это индикатор того, что там могут быть разные радионуклиды, не только гамма. Предположим, это правда про радиоизотопный источник электрический. Тогда это что-то вроде, я не знаю, пальчиковой батарейки, которую Росатом часто рекламирует как какое-то свое величайшее изобретение. Превышение действительно было краткосрочным. Действительно не таким катастрофическим. Проблема в том, что мы не знаем, какой именно коктейль радионуклидов попал в окружающую среду. И чем там люди надышались — вот те, кто в этот час находились на свежем воздухе».
Кажется если бы не резкий скачок радиации в Северодвинске, никто бы и не узнал об этой аварии. Полигон засекречен, пускают туда строго по спискам ФСБ. На сайте администрации Северодвинска появилась новость о повышении радиационного фона, которую потом удалили. Но интернет, конечно же, помнит всё.
Минобороны и Росатом выпустили официальные релизы только через два дня после аварии. Возможно, после того, как в интернете стало известно о погибших. Очевидно, информацию пытались максимально не распространять. Тем временем в Северодвинске говорят, что в аптеках вырос спрос на йод. Правда, как нам рассказали местные, паники особой не было — разве что в интернете.
Издание Mash опубликовало видео, на котором предположительно пострадавших транспортируют в Москву вертолетом. Люди в костюмах радиационной защиты проверяют рентгенметрами вертолет.
Интересно и то, что ветер 8 числа дул на восток — в сторону Ямало-Ненецкого автономного округа. Поэтому, например, норвежцы, которые после происшествия стали чаще мониторить радиоактивный фон, вряд ли узнают о том, какие изотопы попали в атмосферу. Это усложняет картину, но как показывает время, все неудачные запуски эксперименты Минобороны становятся известны.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.