Что случилось с атомной подлодкой? Она сгорела
Пожар на судоремонтном заводе в поселке Росляково в Мурманской области тушили почти двадцать часов. Угрозы радиационной опасности нет. Госпитализировать пришлось двоих пожарных и семь членов экипажа.
Насколько сильно пострадала лодка, пока не ясно. Но в середине дня некие источники «Интерфакса», близкие к следственной комиссии, говорили о том, что восстановить судно нереально, скорее всего, придется утилизировать атомную подлодку, хоть руководство страны категорически против. Потеря такой лодки, как «Екатеринбург», была бы для нашего флота очень существенной.
Хотя лодка построена довольно давно, в 1985 году, она активно и успешно участвует в маневрах и испытаниях ракет. В этом году, например, с нее запускали межконтинентальную ракету «Синева».
Но надо учитывать, что внешний корпус лодки, покрытый специальной резиной, горел слишком долго и детали между корпусами, а также внутренние коммуникации могли деформироваться. Военный эксперт Игорь Коротченко еще утром говорил, что ремонт «Екатеринбурга» будет непростым и займет, скорее всего, около полугода.
Плачевное состояние российской оборонной отрасли подтверждалось весь этот год скандалами и авариями. И флот тут не стал исключением. Тем более, что его, как говорят эксперты, всегда и сейчас финансировали по остаточному принципу.
Правда, в апреле премьер Владимир Путин обещал, что правительство потратит на модернизацию ВМФ 5 трлн рублей, то есть втрое увеличит расходы.
Прошло несколько месяцев, и один за другим прогремели скандалы с гордостью российского флота атомным крейсером «Петр Великий» и нашим единственным авианосцем «Адмиралом Кузнецовым». Но сейчас они далеко не на ходу. Оба корабля находятся на ремонте. И оба ремонта привели к возбуждению уголовных дел. Украдены сотни миллионов рублей.
Поучаствовал флот, а точнее судостроители и в срыве оборонзаказа. Предприятие «Севмаш», на котором, кстати, строили «Екатеринбург», никак не могло договориться с министерством о контрактах. Причем речь шла о стратегических подводных лодок класса «Борей» и «Ясень».
В итоге за этот год довольно четко формулировались две позиции по этим и другим оборонным проблемам. Один вариант – покупать технику за границей, например, те же Мистрали и заставить разваливающийся ВПК вступить в жесткую конкуренцию. К этой партии можно отнести начальника генштаба Николая Макарова, бывшего министра финансов Алексея Кудрина, возможно, и министра Анатолия Сердюкова.
Другая партия, которую поддерживал президент Дмитрий Медведев, защищала интересы наших промышленников и склонялась к простому увеличению расходов.
Поможет ли это нашему флоту и в каком состоянии он находится, нашему корреспонденту рассказал Александр Храмчихин, эксперт из Института политических и военных исследования.
Храмчихин: С флотом самая тяжелая ситуация из всех видов вооруженных сил, просто потому, что это самый дорогой вид вооруженных сил, я бы так сказал и корабли, естественно, строятся дольше, чем любой другой класс техники. С американским наш флот сравнивать бессмысленно вообще. Под водой, где мы пытались удерживать приоритет, уже даже там нет смысла. Сравнивать надводные корабли - вообще даже смешно говорить, но сравнивать надо с поднадводными кораблями совсем с другими странами.
Решать эту проблему должен новый вице‑премьер Дмитрий Рогозин. И тут самое интересное, на какую сторону он станет. Будет ли он с прагматиками, которые предлагают покупать то оружие, которое надо вне зависимости от страны производства. Или он примет сторону патриотов родного ВПК. Александр Храмчихин считает судить об этом пока рано, вероятность победы популизма очень велика.