Что потеряла Украина, отказавшись от Европы
Соглашение об ассоциации с Европейским союзом – это не миллиарды евро поддержки и не только облегчение таможенных процедур, на которые ссылаются российские политики. В первую очередь, это процедуры, которые должны были помочь Киеву стать европейской страной.
Ульяна Малашенко: Соглашение об ассоциации с Евросоюзом - это в первую очередь упрощение визового режима и открытие зоны свободной торговли – без пошлин, налогов и сборов. Особенно выгоден выход на европейский рынок был бы для сельскохозяйственного сектора. Но прежде Украине потребовалось бы довольно много вложить в переход на единые технические стандарты.
Впрочем, не все так просто. Подписание соглашения об ассоциации предполагает некоторые институциональные улучшения. Например, запрет на дискриминацию по половому признаку при установке размера заработной платы, повышение уровня образования и переход на дипломы, которые признаются в Евросоюзе. Но самое главное – ликвидация так называемого «избирательного правосудия в стране», то есть в случае Украины – освобождение бывшего премьера Юлии Тимошенко. Сейчас про нее, кажется, забыли.
Местные политологи отмечают, что и Россия, и Евросоюз, оставили решение за Украиной. А там – нужны деньги. От вступления в Таможенный союз страна могла бы выиграть 11 миллиардов долларов. Сколько Украина получила бы после подписания соглашения с Европой – точно сказать сложно, но только на отмене пошлин страна могла бы выиграть около 400 тысяч миллионов евро. Проблема в том, что предложение о вступлении в Таможенный союз, появилось позже, чем Украина начала готовиться к евроинтеграции. Когда в стране начались массовые митинги оппозиции, которая недовольна приостановкой этого процесса, власти, кажется, решили несколько приостановить сближение с Россией. Уже сейчас раздаются заявления о том, что приостановка подготовки к подписанию соглашения об интеграции – временная, через полгода процесс будет перезапущен, говорит украинский премьер Николай Азаров. Впрочем, политолог Александ Медведев полагает, что на самом деле речь идет об отсрочке более чем на год – до президентских выборов 2015 года, а пока Украина пытается сохранить нейтралитет.
Александр Медведев, эксперт Центра политических ценностей (Украина): Президент страны хочет создать свою двухвекторность – не быть ни в России, ни в Евросоюзе. Если даже сейчас попросили отсрочку и соглашение об ассоциации не будет подписано в Вильнюсе, то подписание соглашение об ассоциации или вступление в Таможенный союз будет возможно после президентской кампании: какие будут электоральные требования – так и будет поступать президент в момент кампании.
Ранее украинские политологи говорили о том, что рейтинг Виктора Януковича может вырасти именно после подписания соглашения об ассоциации. Еще ни одному украинскому лидеру даже из числа более прозападных не удавалось заключить с Европой сколько-нибудь серьезного соглашения. Однако, видимо, все пошло не по сценарию. Как говорит украинский премьер: во всем виноваты жесткие условия, которые выставил МВД для получения кредита.