«Из-за вашего вопроса на Донбассе могут убить сто человек»: что говорил Зеленский о Путине на ежегодной конференции
20 мая Владимир Зеленский отчитался о своей работе во вторую годовщину начала президентства. Украинский лидер собрал журналистов на пресс-конференцию на заводе «Антонов», на фоне одного из крупнейших в мире самолетов «Руслан». Вопросы были, главным образом, о войне в Донбассе, отношениях с Россией, коррупции и олигархах. За более чем двухчасовой пресс-конференцией следила Марфа Смирнова. Она рассказала подробности.
Это была третья пресс-конференция Зеленского. Первая, напомню, поразила многих тем, что длилась 14 часов. В этот раз он три часа отвечал на вопросы на фоне самолетов — общение с журналистами решили провести на территории авиационного завода «Антонов».
Не знаю, вкладывался ли в это какой-то особый смысл, но грузовые АНы — одни из самых больших самолетов в мире. И выглядело все это довольно монументально. Зеленский перед началом пресс-конференции показал ролик, посвященный предстоящему празднованию 33-летия независимости. И, учитывая, что запланирован масштабный военный парад, то можно было бы показать танки и ракеты, но вместо этого была украинская пастораль.
Большинство вопросов, что, наверное, логично о Донбассе и Владимире Путине. Тем более, что все в ожидании их встречи.
Журналисты же на конференции с разных сторон, но пытались выпытать украинского президента, верит ли он вообще в какие-то договоренности с со своим российским коллегой.
— Я считаю, что кроме „нормандского формата“, будет прямой разговор с президентом Российской Федерации. А кроме прямого разговора с президентом Российской Федерации, я вижу формат включения Соединенных Штатов Америки в эту дискуссию. В каком формате — про это не готов пока говорить, — сказал Зеленский.
—Уточнение. А вы считаете, что вообще можно договориться с Путиным и остановить войну, пока Путин президент России? —спросил журналист.
— У нас с вами нет другого шанса. Мы должны прекратить войну сейчас — когда президент Путин — президент Российской Федерации. Я очень этого хочу. Я в это верю, — заключил Зеленский.
Отвечая на вопрос, будет ли референдум по поводу возможного отказа Украины от оккупированных Россией районов Донбасса или предоставления так называемым ДНР и ЛНР каких-то особых прав и полномочий, Зеленский лишь заверил, что «предательства» не будет, и он гарант Конституции.
На прошлой неделе Союз добровольцев Донбасса и «Единая Россия» заключили договор. И теперь его лидер, бывший премьер самопровозглашенной ДНР, Александр Бородай будет участвовать в сентябрьских выборах в Госдуму. Зеленский прокомментировал и это, и назвал выдачу российских паспортов жителям Донбасса — началом аннексии.
«Как они голосуют — мне, если честно, не интересно, и если они попадут в думу или в другие какие-то органы, мне тоже не очень интересно. Мы поняли, что люди, которые про украинские, ни в какие органы российской власти не пойдут. А чем больше других пойдет — пожалуйста, это будет проблема Российской Федерации. А что касается паспортизации. Это очень плохой вопрос, который я все время поднимаю. В разговора со всеми лидерами. И они, поверьте, обсуждают его и в НАТО, и с Россией обсуждают этот вопрос. Большего давления на эту паспортизацию оказать мы с вами не можем — кроме дипломатических разговоров», — сказал Зеленский.
У Зеленского спрашивали также про убийство Павла Шеремета. Он ответил, что ему неизвестно, кто убил журналиста, а также он не знает, причастны ли обвиняемые на данный момент лица к этому преступлению. А также Зеленский рассказал, что переписывается с одной из фигуранток дела Яной Дугарь и даже показал их переписку в своем телефоне.
Польский журналист ближе к концу снова спросил про Путина. По-моему, уже тогда Зеленский устал от вопросов про российского президента.
— А что вы думаете по поводу президента Владимира Путина? Вы встречались с ним в Париже. После того, как вы вернулись из Парижа, вы все никак не можете снова встретиться. И мы видим, что сейчас обострение отношений между Украиной и Россией, и не только — между Россией и Западом тоже, — задал вопрос журналист.
— Спасибо за вопрос. У меня нет времени думать про президента Российской Федерации Владимира Путина. Я думаю только про встречу в том или ином формате, которая может приблизить нас к завершению войны. Поэтому я очень осторожно отношусь к характеристикам президента Российской Федерации. Потому что у меня простая позиция: если теми или иными словами, просто словами, которые ничего не d производят, мы будем увеличивать возможность эскалации – я потом это себе не прощу. Для меня приоритет — закончить войну. А после этого уже поговорим о том, что и про кого я откровенно думаю, — сказал президент Украины.
Но тем не менее после пресс-конференции журналистка телеканал «Прямой» догнала Зеленского (это попало в трансляцию) и задала ну уж очень жесткий вопрос, как мне кажется.
— Вы можете назвать Путина убийцей? — спросила участница пресс-конференции.
— Этот вопрос… давайте я вам скажу. Из-за вашего вопроса завтра на Донбассе могут убить 100 человек. Что бы вы делали? До свидания
тот вопрос… давайте я вам скажу. Из-за вашего вопроса завтра на Донбассе могут убить 100 человек. Что бы вы делали? До свидания, — ответил Зеленский.
Фото на превью: сайт президента Украины