«Джукановичу было бы полезно отмыть себя в глазах Запада с помощью российской угрозы»

Заместитель главного редактора Carnegie.ru Максим Саморуков объясняет, почему госпереворот в Черногории не мог быть организован Кремлем
21/02/2017 - 00:55 (по МСК) Антон Желнов
Поддержать ДО ДЬ

Прокуратура Черногории обвинила российские госорганы в подготовке госпереворота во время выборов в стране. «За этими событиями стоят националистические структуры из России, но теперь мы также знаем, что к ним были причастны российские государственные структуры», — сказал прокурор Черногории. Буквально за пару дней до сообщения прокуратуры издание The Telegraph написало, что план переворота в Черногории был сорван за несколько часов до его осуществления. Газета отмечает, что на прошлой неделе глава МИД Великобритании Борис Джонсон и госсекретарь США Рекс Тиллерсон обсудили причастность России к покушению на черногорского премьера. Новые подробности — в сюжете Марии Борзуновой.

Заместитель главного редактора Carnegie.ru Максим Саморуков объяснил в эфире Дождя, чем на самом деле может являться обвинение России в попытке госпереворота.

Если раньше речь шла о российских националистах, которые якобы готовили переворот в Черногории, то теперь прокуратура страны напрямую объявила: за этими националистическими структурами стояли российские госорганы. Такие выводы правоохранительные органы сделали из показаний уже арестованных фигурантов дела.  Цель переворота — помешать Черногории вступить в НАТО. На днях о том же сообщило и британское издание The Telegraph. По данным издания, у следствия есть доказательства — перехваченные телефонные звонки и взломанная электронная почта.

Впервые о подготовке переворота черногорские власти заявили в ноябре. Тогда в качестве цели назывался приход к власти оппозиционной партии. «Коммерсантъ» писал, что речь шла о пророссийском Демократическом фронте. Перед выборами задержали 20 заговорщиков. Под стражей тогда оказался сербский националист Александр Синджелич. До этого его видели в рядах ополчения в Донбассе. Многие тогда усомнились не только в том, что россияне принимали участие в перевороте, но и в том, что переворот вообще готовился. Одна из версий — черногорские власти специально заявили о провокации для мобилизации электората.

Согласен с этой версией и Вениамин Стрига, который долгое время жил в Черногории и участвовал во многих пророссийских объединениях. Уехал Стрига как раз в тот момент, когда на россиян посыпались обвинения в подготовке переворота, но по его словам это лишь совпадение. Также он отрицает любое сотрудничество и финансирование его организаций со стороны российских властей. Стрига утверждает, что сейчас для россиян в Черногории плохой фон и работать там стало не так благоприятно. С ним не согласен председатель русскоязычной диаспоры Черногории. 

Журналист «Коммерсанта» на Балканах Геннадий Сысоев считает, что доказательства властей Черногории звучат убедительно, так как среди обвиняемых (а это 25 человек) уже есть люди, которые пошли на сделку со следствием. Они дали показания на других участников группы и рассказали о том, как именно происходило взаимодействие с российскими спецслужбами. Насколько убедительны эти показания – решит суд.

Принципиально новое в этом деле то, что власти Черногории напрямую обвинили российские спецслужбы, но прокурор Катнич сделал важную оговорку — это именно некие спецслужбы, а не Кремль.

Фото: Francois Lenoir / Reuters

Другие выпуски