Каталония за независимость: что ждет Испанию после референдума и последует ли «эффект домино»
Каталония подводит итоги референдума о независимости: 90% из проголосовавших, а это более двух миллионов человек, поддержали идею независимости региона. Такие данные сообщил официальный представитель правительство Каталонии Жорди Туруль. Против отделения от Испании высказались чуть более 176 тысяч человек — это всего 7%, еще 2% бюллетеней были опущены в урны пустыми. Явка составила всего 50%, избирателей в Каталонии насчитывается 5 миллионов 300 тысяч человек. По словам президента Каталонии, народ добился своего права на независимость. С Пилар Бонет, корреспондентом El Pais, обсудили итоги референдума в эфире Дождя.
Официальный Мадрид заявил, что референдум провалился, а глава правительства страны Мариано Рахой вообще считает, что никакого референдума не было. Тем не менее, он заявил, что власти Каталонии могут продолжить диалог с Мадридом, правда о чем, не совсем понятно.
Полиция и национальная гвардия пыталась всеми силами помешать проведению голосования — в частности, были опечатаны и взяты под контроль более половины из почти двух с половиной тысяч школ, где, как и в России, были организованы участки для голосования. Где-то полиция не пускала желающих проголосовать, что привело к столкновениям: пострадали, по последним, данным 844 человека.
Это не первая попытка референдума в Каталонии: первая была предпринята еще три года назад, и результат был почти такой же, но итоги голосования не имели юридической силы. В 2015 году партия «Вместе за независимость» победила на выборах в парламент Каталонии, пообещав объявить независимость региона через полтора года. В июне 2017 года глава автономной области Карлес Пучдемон объявил очередной референдум 1 октября 2017 года. Участники должны были ответить на вопрос «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала независимым государством с республиканской формой правления?».
Чем закончится противостояние центрального правительства в Испании и каталонских активистов, рассказала Пилар Бонет, корреспондент El Pais.
«Мы живем в 21 веке, и в 21 веке люди думают, что у них есть права», — сказала она. По ее мнению, кризис в отношениях с Каталонией указывает на глобальный политический кризис в Испании, к которому привели недальновидные действия правительства, утратившего связь с реальностью. «Проект независимости Каталонии — это воплощение сопротивления центральному правительству, которое очень узко видит реальность…я использую слово „дальтонизм"», — пояснила она. «Когда 500 тысяч людей выходит на улицу, по-моему, надо подумать. Надо рассчитывать на несколько ходов вперед. С этой точки зрения, это большая катастрофа», — добавила Бонет.
Говоря о том, почему каталонцы хотят независимости, она пояснила: «Они хотели то же самое, что есть у басков. Баски могут сами распределять налоги».
По ее мнению, правительство Испании недооценивает серьезность ситуации. «Рахой считает, что эта история уже прожита, что все закончилось. Но это не так», — сказала она.
Дарья Гаврилова, корреспондент «Коммерсантъ FM» (Испания) вышла на связь со студией Дождя и рассказала о ситуации в Каталонии на данный момент. «Выглядит сегодня все, как обычно. Но главная тема разговоров — референдум. Город готовится ко всеобщей забастовке 3 октября, город собирается не работать, чтобы показать свой протест», — рассказала она. Как она отметила, желание сецессии Каталонии не подразумевает желание каталонцев дистанцироваться от европейских структур: «Каталонцы подчеркивают, что они хотят выйти из состава Испании, но не Евросоюза».
Миеэл Кабал, житель Барселоны, также рассказал о том, что происходит в городе после референдума: