Русский след в немецкой политике: как мигранты из России помогли радикалам попасть в парламент Германии
Третье место ультраправых консерваторов из партии «Альтернатива для Германии» на выборах в парламент — событие неожиданное, это первый крупный успех радикалов. В их программе — увеличение автономии в Евросоюзе, отказ от евро, снятие санкций с России и закрытие границ для мигрантов — беженцы должны искать убежища вне Европы. Еще до выборов «Альтернативу для Германии» называли пропутинской политической силой и говорили, что партия добивается успеха с помощью «русских немцев». Ольга Гладышева искала русский след в немецкой политике.
Впервые в новейшей немецкой истории ультраправые проходят в парламент — и сразу на третье место. С голосами 13-ти процентов избирателей партия, все заявления которой сопровождались массовыми протестами немцев, занимает 94 места в Бундестаге.
Созданная в 13-ом году, партия заслужила репутацию радикалов нацистского толка. На волне кризиса беженцев — антимиграционная риторика стала для «Альтернативы» билетом в Бундестаг.
Алис Вайдель, член партии «Альтернатива для Германии»: Первое, что мы сделаем — это выполним наше обещание: мы начнем расследование против Ангелы Меркель.
Особенно популярной партия оказалась в восточной Германии. Там правые набрали больше четверти всех голосов и обошли партию Ангелы Меркель. На западе — все ровно наоборот.
Андрей Куликов, политолог, руководитель исследовательской компании Europe Insight: Получается довольно парадоксальная ситуация, что те земли, которые больше всего поддерживаются правительством, куда меньше всего приезжают мигранты, на самом деле, больше всего настроены против них. Эмигранты из России, с постсоветского пространства негативнее настроены к мигрантам, и именно по этой причине они готовы поддержать «Альтернативу для Германии».
Начало прошлого года. Весь русскоговорящий Берлин и российские федеральные каналы тогда кричали только об одном — якобы изнасилованная беженцами девочка Лиза, которая стала символом русской борьбы против новой волны беженцев с ближнего востока. Тогда «Альтернатива для Германии» подхватила русский бунт и стала единственной в стране партией, которая перевела свою программу на русский язык. С тех пор агитация среди русскоговорящих стала обязательным пунктом предвыборной стратегии «Альтернативы».
Ханс-Йорг Мюллер, член партии «Альтернатива для Германии»: В Крыму, конечно, не было никакой оккупации. После референдума однозначно по международному закону Крым — российский.
Ханс-Йорг Мюллер — один из русскоговорящих членов партии. Он регулярно бывает в Москве, представляя бизнес-интересы немецких предпринимателей. Спикер Госдумы Вячеслав Володин встречается с немецкой делегацией во главе с лидером партии Фрауке Петри, а ее однопартиец Маркус Претцель посещает конференцию в Крыму — чем не идеальная картинка для государственных каналов. Одно из предвыборных обещаний «Альтернативы» — отмена санкций против России. В августе партия собралась в Магдебурге на так называемый «Русский конгресс».
Артур Вагнер, член земельного парламента Бранденбурга: Работа Путина на международной арене неописуемо хороша. Он сделал очень много полезного.
Среди членов партии — русскоязычные немцы, предвыборные лозунги на русском языке, с десяток групп в российской сети «Одноклассники» — все это ради одного: привлечь избирателей из бывшего СССР. Парадокс — партия выступает против одних мигрантов, чтобы добыть голоса других.
Дмитрий Стратиевский, политолог, историк: Я не хотел бы говорить обо всех, но отдельные люди, с которыми я общался, высказывают (если мы предельно огрубим) следующий тезис: нас не встречали здесь с цветами, мы были предоставлены сами себе, нас вынудили бороться за место под солнцем, искать работу, а нынешних беженцев якобы встречают с оркестром, их приветствует общество, о них позитивно пишут газеты, а о нас «никто доброго слова не сказал», когда мы приезжали в 90-х годах и вынуждены были адаптироваться в полностью новой для нас среде.
Несмотря на популярность «Альтернативы» среди русских немцев, утверждать, что именно они привели правых в парламент, нельзя. В Германии проживает около 5-ти миллионов русскоговорящих граждан. И лишь 15-20% из них, готовы были проголосовать за «Альтернативу для Германии».
Фото: Wolfgang Rattay / Reuters