Бразилия сдает леса: новый лесной кодекс похож на российский

10/05/2012 - 19:26 (по МСК) Егор Низамов
В Бразилии развернулась кампания против нового Лесного кодекса. Свыше миллиона людей подписали петицию, в которой они просят президента Дилму Руссеф наложить вето на проект кодекса. Он уже прошел через парламент и теперь требуется только подпись лидера страны.

Экологи считают, что в случае принятия кодекса Бразилия может лишиться лесов – одного из главных богатств страны, а заодно и всей планеты.

У Дилмы Руссеф осталось всего несколько на то, чтобы принять важнейшее решение: либо наложить вето на проект нового кодекса полностью, либо запретить какие-то отдельные его пункты, либо оставить нетронутым.

Сам проект был предложен самим правительством Руссеф, но за время, пока он прошел через две палаты парламента, кодекс претерпел изменения – очевидно, под влиянием сильного агропромышленного лобби.

В проекте говорится, что миллионы гектаров вырубленного леса должны быть восстановлены – это те участки, которые находятся на охраняемых территориях. Но противники нового кодекса уверены: фермеры, вырубающие деревья, чтобы освободить место под свои культуры, с легкостью договорятся с властями. Дело в том, что надзор над лесными массивами после принятия кодекса перейдет по большей части местным органам самоуправления.

И для чиновников этого уровня составит проблему следить за состоянием лесов. Новый кодекс к тому же позволит амнистировать тех разработчиков земель, которые вырубали лес до 2008 года. И вдобавок ко всему там уменьшены объемы леса, которые должен сохранять на своей земле каждый фермер.

Экологи считают, что темпы обезлесивания в Бразилии возрастут настолько, что уже через 20 лет площадь лесов уменьшится на 40%. Телеканал ДОЖДЬ связался с Николаем Шматковым из Фонда дикой природы. Эксперт отметил, что эффект от этого мы почувствуем уже в ближайшее время - в первую очередь, исчезнет ареола обитания многих видов фауны и флоры.

Шматков: Не секрет, что многие места не изучены достаточно хорошо, биологическое разнообразие там просто огромное. Потеря этих видов будет незаметна, но невосполнима. Второе, что мы почувствуем уже все, а не только ученые, и достаточно скоро – это усиление парникового эффекта. Чаще становятся ураганные ветра, необычные погодные явления. С вырубкой крупных лесных массивов – будь то это Амазонка или леса на европейском Севере, в Сибири – все это ведет к ухудшению климата, которое чувствует каждый человек. 

Петицию с призывом наложить вето на новый кодекс в Бразилии подписали уже миллион триста тысяч человек. Почти на каждом выступлении президента появляются люди с плакатами «Руссеф Вита» что значит: «Руссеф, запрети!». Один из министров в ее правительстве признался, что президент, скорее всего, наложит вето только на два пункта нового кодекса.

Один из них амнистирует вырубщиков леса, которые проникли на охраняемые территории, другой помешает мелким фермерам расширять свои хозяйства. Для бразильских парламентариев главная цель принятия этого проекта – поощрять разработку земель. И вырубка леса для этого просто необходима.

Мы помним, что в России в 2006 году Владимир Путин тоже изменил лесной кодекс, руководствуясь интересами бизнеса. Управление лесным хозяйством передали местным властям и арендаторам. И есть мнение, что именно это привело к тому, что пожары 2010 года оказались такими разрушительными.

Николай Шматков считает, что у России и Бразилии действительно много общего. 

Шматков: И в Бразилии, и в России доминирует точка зрения, что лес – это некий сырьевой ресурс, который недоиспользуется, который надо активней использовать. В России превалируют интересы использования древесины в лесах, в Бразилии большую ценность имеет сама земля, на которой растет лес. В нашем случае тоже параллели прослеживаются вокруг больших городов. Сам лес в глазах власти, бизнеса не имеет практически никакого значения, имеет значение земля, на которой он растет, которая нужна под застройку, под шоссейные дороги и т.д.

Если Дилма Руссеф все же примет новый кодекс, то за ней может закрепиться репутация эдакого противника экологов. Природоохранные организации уже критиковали ее правительство за то, что оно разрешило строить огромную гидроэлектростанцию на одном из притоков Амазонки. Сама Руссеф говорит, что ей такая репутация не нужна, но многие эксперты склоняются к тому, что новый кодекс все-таки пройдет, пусть и в усеченном виде. 

Также по теме
    Другие выпуски