Новые «невыездные»: кто оказался под особым контролем ФСБ

Политологов, правозащитников и активистов задерживают и проверяют на границе при попытке выехать из России
10/10/2016 - 21:43 (по МСК) Владимир Роменский
Поддержать ДО ДЬ

Сразу несколько политологов, правозащитников и активистов жалуются на то, что сотрудники пограничного контроля без видимых причин задерживают их при попытке вылететь за границу. С чем связаны дополнительные проверки, сотрудники силовых ведомств не сообщают, но сами задерживаемые уверены, что их фамилии оказались в списке людей, к которым службы безопасности проявляют особое внимание.

Как работает практически никому не известная система под названием «Сторожевой контроль», выяснил Владимир Роменский.

По закону проверка граждан при пересечении границы не должна занимать больше 3 минут, это следует из нормативных документов ФСБ. Однако политолог Александр Кынев проводит у окошечка пограничного контроля обычно не меньше получаса. Особо интересоваться его документами стали в начале лета, как раз тогда, когда началась избирательная кампания в Госдуму. Такое внимание он связывает именно со своей профессиональной деятельностью:

«Это происходит абсолютно каждый раз, начиная с июня месяца, при въезде и при выезде. Время, которое занимает эта процедура, где-то от десяти до двадцати пяти минут, каждый раз она занимает. Надо сказать, что никто ничего не объясняет, то есть в первый же раз я спросил: Что происходит, объясните мне. В чем проблема? Проблема с документами? Проблема с чем-то еще?. Они говорят: Сейчас придет начальник смены, вам объяснит. Когда он приходит, я спрашиваю: Что происходит?. Он говорит: Я не могу вам сказать. То есть никаких ответов, никаких комментариев на это не дается».

О своих проблемах с пограничниками Александр Кынев написал подробный пост в фейсбуке, и не один. Под ним сразу несколько человек оставили сообщения о том, что к ним проявляют также особое внимание, когда они пытаются въехать в другую страну. На границе регулярно задерживают, например, членов движения «Голос», которые наблюдают за проведением выборов. У них сканируют все страницы паспорта и все также без объяснения причин:

Василий Вайсенберг, эксперт по краткосрочному наблюдению движения «Голос»:«Мы летели с семьей в отпуск. Все прошли нормально, и я уже почти тоже готов был пройти, как она посмотрела в монитор, девушка, видно, что-то у нее там выскочило, и она начала судорожно сканировать все страницы паспорта. В паспорте сорок страниц примерно, и она каждую страницу открывает, прикладывает к сканеру, открывает следующую страницу, прикладывает заново. Она делает это молча. Если ее ни о чем не спрашивать, она тебе ничего не расскажет. Ну я так стою 2-3 минуты, потом не выдерживаю и спрашиваю: Девушка, собственно говоря, что-то случилось?. Она говорит: Нет, нет, это стандартная процедура, не переживайте».

Сканируя страницы паспорта, сотрудники ФСБ, говорит главный редактор сайта agentura.ru Андрей Солдатов, собирают данные о том, какие и в какое время гражданин посещает страны, какие визы у него открыты и по какое число. Интересуются, по словам Солдатова, сотрудники ФСБ теми, кто попал в специальный, нигде не опубликованный список системы «Сторожевой контроль»:

«Это база, в которую могу попадать как преступники, так и люди, которые, например, входят или попадают в какие-то базы антиэкстремистского учета. Потому что, повторюсь, она многоплановая — она может использоваться для задержания людей, а может и для того, чтобы просто отслеживать их передвижение. Она использовалась в середине 2000-х, например, для того, чтобы предотвращать проезд активистов на какие-нибудь сборища, например на саммит G8».

Вообще о существовании системы «Сторожевой контроль» стало известно несколько лет назад после того, как уехать на саммит Россия — ЕС не смог известный правозащитник Сергей Шимоволос. В ответ на его заявление в Европейский суд по правам человека российские власти сообщили, что он был внесен в базу неблагонадежных. Если данные человека попали в этот список, то силовики тут же получают оповещение в том случае, если он покупает билет в другое государство или пытается пересечь границу. Однако некоторые общественники жалуются не только на задержки при переходе границы, но и на то, что у них специально портят документы пограничники:

Владимир Мелихов, донской казак: «Подходит человек и говорит, Владимир Петрович, извините, но ваш паспорт испорчен. Я говорю: Каким образом он может быть испорчен, когда я буквально три дня тому назад прилетел из Германии, готовя это все мероприятие?. Нет, говорит, в вашем паспорте нет одного листа. Я открываю паспорт и там бритвой очень аккуратно вырезан этот лист. Естественно, я возмутился, сказал, что это они сделали».

Донской казак Владимир Мелихов попросил тогда от пограничников объяснений. В ответ они составили лишь протокол и выписали Мелихову штраф в виде двух тысяч рублей за пересечение границы с испорченным паспортом. Тогда, в мае 2015 года он пытался вылететь в Австрию на открытие часовни в память о погибших казаках, воевавших на стороне фашистской Германии. Непростая тема, согласитесь! Сам казак Мелихов уверен, что в органах это знали и решили не пускать его на мероприятие любыми способами.

Похожие неприятности происходили с представителями коренных малочисленных народов Севера, которые должны были принять участие в международной конференции ООН в 2014 году. Только они даже не успели доехать до аэропорта, сначала их задерживали, потом их машину достаточно долго тормозили по пути в аэропорт. А у других так же, как и у Мелихова, испортили паспорта уже во время проверки документов.

Стоит заметить, что теперь правозащитники и политологи планируют обращаться как в российские суды, но так же писать иски в Страсбург. По мнению тех, кого так внимательно досматривают на границе, то, что силовики без каких-либо объяснений, без сообщения причин собирают данные об этих людях, нарушает их права:

Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека: «Цель этих действий — пресечь свободу выражения мнений, запугать. Собственно, по выражению европейского суда по правам человека, есть такой запугивающий эффект подобных действий. И конечная цель — это ограничить свободу слова. Если меня хоть раз задержат настолько долго, как это бывало в нескольких случаях, что я опоздаю на рейс и не смогу выехать, то тогда возникнет и нарушение статьи 22 Конституции России и 5 статьи Европейской конвенции о свободе передвижения».

Система «Сторожевой контроль» действует с 2005 года. Приказ о ее создании носит гриф «для служебного пользования», и ФСБ ни этот сам документ, ни списки тех, кто попадает под особый контроль, не публикует. Ранее о том, что их особо досматривают пограничники, уже заявляли десятки людей, среди которых были такие известные оппозиционеры как Алексей Навальный или например девушки из Pussy Riot Мария Алехина, Надежда Толоконникова. Теперь проверяют не только их, но и политологов, правозащитников и гражданских активистов, а значит, в списке неблагонадежных могут быть сотни, если не тысячи фамилий. Их при необходимости пограничники с легкостью могут не допустить на борт любого самолета, ведь задерживать граждан по закону погранслужба может до 4 часов.

 

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски