Борьба против слияния вузов охватила страну. Тамбов – в победителях
Как именно борются, и, собственно, чем студенты недовольны – выяснил Родион Мариничев.
Мариничев: «Мой вуз – моя крепость», – это один из главных лозунгов двух последних студенческих акций, которые прошли на этой неделе в Москве. Сегодня на лентах появились сообщения о том, что студенты государственного университета управления протестуют по поводу слияния с российской академией народного хозяйства. Как выяснилось, сами учащиеся просят журналистов не позиционировать их митинг как протест. Это флэшмоб в поддержку университета. Вернее, в поддержку его самостоятельности. Пока вполне мирный.
Гуцеева: Мы вызвали большой резонанс через социальные сети, интернет. Насколько нам известно, проект по слиянию на некоторое время приостановлен, заморожен.
О внезапном слиянии, вернее, поглощении, студенты узнали лишь в минувшую субботу. Новость восприняли как гром среди ясного неба. Активисты студенческих организаций спешно начали проводить опросы. Оказалось, 90% учащихся против объединения. Примерно такой же процент среди преподавателей. Ведь пострадают, скорее всего, они. Слияние грозит массовыми сокращениями. За несколько дней обсуждение проблемы удалось поднять на такой уровень, что даже в Госдуме услышали.Аршинова: Я не считаю, что процесс полностью обдуман. Должен быть создан определенный регламент, который будет защищать всех участников образовательного процесса, в том числе и студентов, и преподавателей.
Козбаненко: Обстановка рабочая, учебный процесс идет в нормальном, регламентном режиме. Студенты ходят на занятия, преподаватели как всегда читают лекции, проводят семинарские занятия, лабораторные. Конечно, я не могу не признать, что в коллективе идет активное обсуждение этой возникшей неожиданной инициативы. Обсуждения сводятся к тому, что коллектив не понимает, каким образом можно сопоставлять две столь различные структуры.
Ректор Виктор Козбаненко уточнил, что сегодняшняя студенческая акция изначально вообще планировалась как день здоровья. Он признал, что в процессе слияния определённые проблемы есть, но призвал подождать: необходимой проверки на эффективность вуз ещё не прошёл. Она то и покажет, стоит ли объединяться. В такой ситуации сейчас десятки вузов по всей стране. В Петербурге к слиянию готовятся Государственная полярная академия и гидрометеорологический университет. Последний вуз – один из старейших в городе, первый – довольно молодой. Кто кого поглотит, пока точно не известно. Студенты академии к объединению относятся пока спокойно.
А вот студенты тамбовского технического университета, которые с самого начала были категорически против объединения с тамбовским государственным университетом, сегодня празднуют первую победу. Власти вроде бы прислушались к их мнению и отказались от слияния. Борьба против инициатив министерства образования в Тамбове развернулась нешуточная и продолжалась несколько месяцев. Пришлось включиться самому министру Дмитрию Ливанову. И вот, наконец, сегодня днём учащиеся и преподаватели узнали радостную новость.
Рудакова: Нам стало известно, что приказ отменят. Сегодня мы с нетерпением ждем официальной информации на сайте Министерства образования. Вчера нам поступила информация напрямую из Министерства. Глава одного из департаментов сообщил, что готовятся документы об отмене приказа.
Впрочем, теперь это уже официальная информация. Чуть больше часа назад министр Ливанов аннулировал приказ об объединении двух тамбовских университетов. Возможно, теперь это станет прецедентом, который позволит иначе взглянуть на инициативу властей. Чтобы не было оптимизации ради оптимизации.Хромов: Во-первых, должен быть подготовлен проект развития учебных заведений. Непонятно, будет вуз получать дополнительное финансирование, будет улучшена его материальная, научная база, или просто-напросто в дальнейшем помещения будут сокращены, стоимость обучения увеличится, преподавателей сократят. Во-вторых, очень важно, чтобы любой процесс реорганизации происходил с учетом гражданского общества. Важно, чтобы не условные органы управления принимали решения, а непосредственно студенты и педагоги.
Тем не менее, многие вузы уже объединились. Счёт идёт на десятки. Причём слияния затронули учебные заведения по всей стране. Но насколько эксперимент оказался эффективным, станет ясно лишь лет через 5.