Журналистам The New York Times и Guardian удалось выяснить подробности о работе малоизвестной британской компании Cambridge Analytica. Она якобы собрала личные данные пятидесяти миллионов пользователей фейсбука и смоделировала поведение десятков миллионов американцев. И все для того, чтобы показывать им политическую рекламу Дональда Трампа. Причем утверждается, что компания вмешивались в выборы по всему миру, в том числе, например, в Чехии. Соня Гройсман — о том, как это работает и почему может коснуться и нас с вами.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Основатель компании Cambridge Analytica, которой приписывают успех Брекзита и Дональда Трампа, Александр Никс, уверен: большие данные решают почти все.
Александр Никс, генеральный директор Cambridge Analytica: Мы можем использовать данные о предпочтении пользователей и их убеждениях и поняли, что это может влиять на кампанию Дональда Трампа. В политических и рекламных кампаниях такие технологии решают многое, и мы будем их использовать и дальше.
Еще год назад Никса с восторгом принимали на конференции под названием «Рок-звезды маркетинга», сегодня против него и его компании Британия начала расследование, а сам он готовится к отставке. Как выяснили журналисты, Cambridge Analytica с помощью психологического теста на сайте Кембриджского университета без разрешения собрала данные о профилях в фейсбуке 50 млн человек. А затем использовала их в предвыборной кампании Трампа.
Кристофер Уайли, бывший сотрудник Cambridge Analytica: Они установили специальные приложения на фейсбуке, которым было дано разрешение собирать данные не только того пользователя, который установил приложение, но и всех тех, с кем он дружит, таким образом оно получало и информацию обо всех его друзьях. Нам нужно было просто получить доступ к паре сотен тысяч людей, чтобы попасть к целой сети пользователей, а затем к почти ко всей Америке. Мы могли узнать к каким посылам вы восприимчивы, и сколько раз мы должны к вам обратиться, чтобы изменить ваше мнение.
Машина пропаганды работала так: компания собирала данные о пользователях на основе их лайков, групп, комментариев и ответов в тестах, а дальше предлагала им персонализированную политическую рекламу.
Александр Никс, генеральный директор Cambridge Analytica: Это не должно выглядеть как пропаганда. Потому что в тот момент, когда кто-то видит, что это пропаганда — следующий вопрос: а кто это запустил. Если вы собираете информацию о людях с помощью их профилей, то получаете больше понимания о них. И эти данные можно использовать, чтобы подсовывать им посты о том, что их волнует, на том языке, который, вероятно, их завлечет. И это то, что мы использовали в Америке, в Африке. В общем это то, что мы делаем как компания.
Журналисту телеканала Channel 4, представившимся потенциальным клиентом в Cambridge Analytica похвастались вмешательством в две сотни предвыборных кампаний, включая Мексику, Малайзию, Чехию. Какую именно роль в победе кандидатов сыграло рекламное агентство сложно сказать, но именно эффективную работу в соцсетях не раз называли одной из главных причин победы Трампа.
Урва н Парфентьев, ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий: Говорить о прямом вмешательстве в выборы таким образом нельзя, но то, что личные данные использовались в политическом процессе, это возможно.
С личными данными пользователей рекламные агентства работают уже давно:
Андрей Захаров, специальный корреспондент журнала РБК: То же самое делает множество маркетинговых компаний, то что делает Cambridge Analytica. Просто представьте себе что вы выводите на рынок шампунь, собираете данные о пользователях м использование технологий может дать результат.
Но, если в Америке это сегодня тема номер один, то в России торговля данными — «серый» рынок. Но это не значит, что здесь никто не использует лайки в соцсетях для рекламных и политических манипуляций.
Андрей Захаров, специальный корреспондент журнала РБК: Российский рынок данных догоняет американский, и не только в рекламе используется пользовательская информация и поведение в соцсетях. Политическая реклама — такая же реклама, просто регламентируется другими законами.
Эти законы уже давно интересуют крупные российские корпорации. Так, в 2014 году технологии воздействия на избирателей показывали менеджерам «Лукойла», утверждает бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Уайли. Зачем это частной нефтяной компании и что именно делают с нашими лайками и просмотрами люди в штатском — вопрос, на который пока никто не ответил.
Фото: David Goldman / AP