«Ощущение, что я общалась с двумя разными людьми». Директор турфирмы — о дебатах с Захаровой после ее слов о бедных и богатых туристах
Официальный представитель МИД Мария Захарова и гендиректор турфирмы Exotic Time Вероника Бирман встретились в прямом эфире в инстаграме. До этого Бирман написала пост, в котором призвала Захарову извиниться или уйти в отставку из-за того, что та «делит людей на касты и решает, кому позволено ездить отдыхать за границу, а кому нет». Причина — скандальное интервью Михаилу Зыгарю. Изначально на дебаты сама Захарова вызвала Навального, но позже от них отказалась, потому что ей якобы не подошли условия. Но с директором турфирмы Вероникой Бирман она поговорить все-таки согласилась. Эфир прошел в инстаграме Министерства иностранных дел. Мы поговорили с гендиректором турфирмы Exotic Time Вероникой Бирман о ее впечатлениях после дебатов.
Приветствую вас, добрый вечер! Ну что, скажите, вас успокоила Мария Захарова, вы больше не спорите с ее позицией, она вам ее разъяснила?
Здравствуйте, Тихон! Спасибо, что пригласили. Вы знаете, я бы сказала, что Мария озвучила некую новую позицию, не ту, которая была в интервью, но эта новая позиция прекрасна, она, конечно, полностью меня устраивает, потому что Мария рассказывала о важности туризма, о том, что его никто не смеет ограничивать, о том, что МИД работает над облегчением визового режима. Это те вещи, под которыми я, конечно, сама готова подписаться.
Поэтому те фразы, которые прозвучали в эфире на эту тему, конечно, я поддерживаю. Они были прекрасны.
То есть никаких вопросов к официальному представителю МИД у вас после этого разговора не осталось?
Нет, я бы сказала, что мы не сняли вопросы по интервью. Это не прозвучало у вас в материале, но я сказала, что у меня сложилось ощущение, что я общаюсь с двумя разными людьми. Один человек с одними взглядами общался с Михаилом Зыгарем, а другой человек общается сейчас со мной и говорит мне совсем другие вещи.
Но поскольку Мария сказала, что она сожалеет, что где-то не добавила «слава богу», где-то не добавила еще каких-то оттенков, которые могли бы перевернуть действительно смысл из сожаления, что у нас, да, теперь все ездят много и массово, наоборот, в радость тому, что это происходит. Поскольку это прозвучало, окей, значит, человек неточно выразился, он сказал об этом.
Эти высказывания Марии Захаровой, которые прозвучали в разговоре с Зыгарем, касались такого посткарантинного мира. Они обсуждали то, что будет после завершения всех режимов карантинов и самоизоляций. Вы работаете в сфере, которая, наверно, в первую очередь пострадала и, весьма вероятно, сильнее всего. Может быть, не сильнее всего, но в рейтингах самых пострадавших, наверно, стоит в первых строчках.
Как бы вы оценили сейчас вообще перспективы вашей индустрии, туристической? Как вам кажется, когда она может хоть сколько-то оправиться от тех потерь, которые она несет сейчас?
Очень сложно делать такие прогнозы, потому что туризм действительно первый из пострадавших.
Потому что мы не знаем, когда откроют границы в первую очередь.
Конечно. И туризм не просто первая из пострадавших отраслей, а где-то уже 15 марта у нас намертво встали продажи, да, когда в других бизнесах еще даже не начались проблемы. Мы последними будем выходить из кризиса, потому что рестораны уже откроются, а туризм еще нет. И даже когда границы откроются, не все поедут, потому что часть все еще будет бояться вирусной обстановки, а у части просто не будет денег, да, сейчас мы все падаем всё глубже в экономический кризис.
Поэтому, безусловно, туристическая отрасль начнет восстанавливаться с момента объявления об открытии границ. Кто доживет до этого светлого момента, во многом зависит от того, какие меры поддержки обеспечит государство.
Как вам кажется, вы на собственном опыте, зная психологию наших с вами сограждан, как вы думаете, как легко они будут соглашаться и ехать? Потому что наверняка же, когда происходят какие-то катаклизмы в тех или иных странах, какие-то стихийные бедствия или, не дай бог, теракты, люди задумываются несколько раз, прежде чем ехать, принимают решение и возвращаются к своим привычкам ездить в эти страны не сразу.
Как вам кажется, учитывая вот эту беду, с которой весь мир столкнулся, как быстро или напротив, долго, легкомысленно или напротив российские граждане будут принимать решения о путешествии?
Вы знаете, я говорила об этом Марии Захаровой. К сожалению, я так понимаю, этот кусок остался неуслышанным из-за качества связи. Мы сейчас находимся в такой стадии, не знаю, экономики и так довели наших сограждан, что во всем мире, когда случаются катаклизмы, западные страны, Америка, Европа отменяют бронирования, потому что они боятся за свою жизнь, а в России сыпется шквал звонков: ну что, скидки начались, уже можно по дешевке купить?! Никто же не поедет!
Я говорила, что это не просто какая-то безумная отвага или храбрость, а это то, что люди не могут себе позволить путешествовать за полную цену, они хватаются за возможность увидеть другой мир. Они менее дорожат сейчас своей жизнью, своим качеством жизни, чем в западных странах.
Поэтому я бы сказала, что совершенно точно найдутся те, кто в ближайший, например, год уже точно принял решение не путешествовать, потому что я знаю, что очень много людей оправданно боится коронавируса и будет оставаться на безопасной стороне, on a safe side, как говорят. Также я знаю, что есть люди, и мне Мария Захарова об этом говорила, которые уже спрашивают: «А когда можно? Когда можно? А в июне можно? А в июле? А в августе?». Поэтому я бы сказала, что будут и те, и те, просто у второй части еще и не у всех будут деньги.
Это да.
Поэтому мы получим, будем считать, 25% наших клиентов где-то.
Это да, но это уже немножко другой разговор.
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.