Берлускони точно уйдет с поста

07/11/2011 - 22:22 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ
Отставка Сильвио Берлускони откладывается до завтра. Как признался Никола Ломбардоцци, московский корреспондент газеты La Repubblica, сами итальянцы ждут ухода премьер-министра Италии.

Сегодня днем несколько влиятельных и близких к Берлускони журналистов сообщили,что смена власти в Италии случится с минуты на минуту, итальянский премьер растерял поддержку в парламенте и может быть отправлен в отставку.

Сам Сильвио Берлускони сперва молчал. Затем назвал слухи беспочвенными. И заверил, что никакого кризиса в его партии Народ Свободы нет.

Это не совсем так. В октябре палата депутатов уже пыталась объявить Берлускони вотум недоверия. Тогда не хватило 15 голосов. Но с того момента 16 человек сообщили о том, что готовы изменить свое мнение.

Уже вечером Джанфранко Ротонди, министр и лидер христианских демократов, встречался с Берлускони. После разговора по душам, он заявил журналистам "Эпоха Берлускони подходит к концу. Если у его кабинета завтра будет большинство, он продолжит работу, если нет будут выборы".

Если отставка произойдет, Берлускони станет вторым за сутки главой европейской страны, который покинет свой пост. Сегодня греческий премьер Георгиос Папандреу согласился покинуть правительство во многом под давлением из Брюсселя.

Правда, пока не будет сформировано коалиционное правительство, Папандреу продолжит выполнять свои функции. О европейском экономическом кризисе, который уже стал и кризисом власти поговорили с московским корреспондентом газеты La Repubblica Николой Ломбардоцци.

Макеева: Насколько вероятны слухи об отставке Берлускони, потому что началось все с записи в Facebook-е. Может быть, это не то, чему стоит верить, потому что казалось до последнего момента, по крайней мере, из России, что Берлускони – человек, который будет у власти долго, какие бы скандалы не сопровождали его пребывание в кабинете министров.

Ломбардоцци: На самом деле, действительно слухи, которые сопровождают Берлускони уже довольно долгое время – это всего лишь часть того, что происходит на данный момент. Более того, не совсем правильно называть это слухами. Это, скорее, правда, которая касается личной жизни Берлускони. На данный момент это очень сильно вредит его репутации, сильно влияет, в том числе, на решение судьи в процессе против Берлускони. Действительно, вторая часть, другая сторона того, что происходит на данный момент – это экономический кризис, который очень сильно чувствуется в Европе и в Италии, в том числе, который вредит Берлускони.

Казнин: Скажите, для итальянцев то, что происходит – это естественное развитие событий или неожиданность? Если все-таки смена власти произойдет, изменится ли жизнь итальянцев?

Ломбардоцци: Нет, скорее всего, ничего в жизни итальянцев не изменится, поскольку у итальянцев был год, чтобы поразмыслить на эту тему. Поскольку год назад была первая попытка сбросить его со своего поста, тогда не хватило буквально 2-3 голосов депутатов, чтобы это произошло. Поэтому итальянцы уже довольно давно привыкают к мысли, что Берлускони не будет. К тому же, итальянцы в принципе привыкли уже к изменениям в политической ситуации страны. До Берлускони каждые 6 месяцев практически менялась власть, поэтому сейчас единственное, что происходит в душе самих итальянцев – это надежда на какие-то позитивные изменения во власти и экономике страны.

Макеева: То есть общественное мнение целиком за то, чтобы Берлускони ушел, и это вопрос времени, и очень небольшого времени, даже если то, что произошло сегодня, не найдет подтверждения?

Ломбардоцци: На самом деле, лей сами итальянцы хотели бы, чтобы Берлускони покинул пост. Последние исследования показывают, что более 60% населения желает его ухода, его отставки. Более того, в самой партии Берлускони настроения сейчас против главы правительства.

Казнин: Вы же понимаете, что когда мы говорим об Италии, о Берлускони, мы все равно держим в уме ситуацию в России, хотя бы потому, что Берлускони и Путин – хорошие друзья? Сравнивая с тем, что происходит у нас, или могло бы произойти в России, скажите, после ухода Берлускони, ему грозит какое-либо преследование, более серьезное, чем когда он был у власти? Станет ли он более беззащитным, потеряв власть?

Ломбардоцци: На самом деле, против Берлускони может даже возникнуть процесс после того, как он уйдет. Более того, по законам Италии он уже может быть подвергнут преследованиям со стороны закона в связи с последними происшествиями. В первую очередь, естественно, он должен быть подвергнут преследованиям со стороны закона в связи с сексуальным скандалом, в связи с обвинением в изнасиловании несовершеннолетней девушки, хотя для тех, кому более 75 лет, как в случае Берлускони, он может избежать тюрьмы. Это если бы, конечно, он оказался виновным.

Казнин: А у него есть приемник, такой же харизматичный как он?

Макеева: Или менее харизматичный?

Казнин: И может ли возникнуть такой же яркий лидер у Италии после ухода Берлускони?

Ломбардоцци: На самом деле, мы сейчас говорим об уходе Берлускони, но проблема в Италии в первую очередь в том, что нет приемника для него. Нет человека, который мог бы действительно возглавить страну. Не хотелось бы его защищать, но действительно в Италии не было хорошего опыта, связанного с сильными лидерами, если не говорить о временах 50-летней давности. Но тогда, возможно, лидер, о котором мы говорим, был еще хуже Берлускони. Поэтому больше даже, чем в сильном лидере, Италия на данный момент нуждается в хорошем альянсе, возможно, политических силах, в слиянии разных партий, которые думали бы, в первую очередь, о благе страны.

Макеева: Когда в России говорят о каких-то политических переменах, то со стороны власти мы очень часто слышим предупреждение, вполне логичное, что политическая нестабильность влечет экономическую нестабильность. Конечно, россиян это очень пугает, поэтому перемены не всем нравятся. Даже если кому-то не нравится то, что происходит в данный момент, перемены люди отвергают априори, потому что это некие экономические проблемы. В Европе сейчас и без того экономически нестабильная ситуация. Уход Берлускони – это та стабильность, во всяком случае, стабильность его пребывания у власти, завершится, отсутствие приемника. Что это значит в экономическом плане и для Италии, и для Европы в целом? И почему итальянцы такие смелые, почему они с такой легкостью – 60% - против Берлускони? Что они, против стабильности?

Ломбардоцци: Я бы не хотел сейчас сравнивать наши страны, поскольку это абсолютно разные исторические реальности. Но в Италии, как в принципе в Европе, сейчас демократия составлена более цельно, соответственно, потерять главу правительства – не значит потерять полностью политическую систему страны. Соответственно, если глава правительства покинет пост, политическая машина страны, которая в данный момент существует, останется, она будет функционировать. Поэтому граждане Италии надеются, что изменения будут только позитивными, что придет какая-то новая сила, новые позитивные изменения. 

Также по теме
    Другие выпуски