Фестиваль сирых и убогих: социально-политические итоги Берлинале
В Берлине завершился 67-й Международный кинофестиваль — главный приз, «Золотого медведя», получил фильм «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Главные ленты, показанные на фестивале, концентрировались на социальных и политических вопросах — их героями были беженцы, гомосексуалы, афроамериканцы, трансгендеры и осужденные по политическим мотивам. Денис Катаев вернулся из Берлина и подвел итоги Берлинале.
Социально-политический вектор Берлинале задал еще до его открытия: основной фаворит — финский режиссер Аки Каурисмяки, который получил, правда, в итоге не Золотого, а Серебрянного «медведя». Его притча про скитания беженца из Сирии по холодному во всех смыслах Хельсинки привлекла внимание своей актуальностью. Конечно, в итоге это оказалось куда более большее и мощное высказывание, чем просто злободневное, его фильм — манифест гуманизма в эпоху разворота к государственному эгоизму. И призыв к европейцам: не разварачиваться к себе и не отворачиваться от страшных незнакомцев. Халед, главный герой, сначала получает отпор от государственной машины, потом тумаки и нож в спину от коренных жителей, но в итоге все же находит тех, кто готов принять и спасти. И не зря картина так и называется — «По ту сторону надежды». Ценности мессианства никто не отменял даже в эпоху новых консервативных волн и расцвета популизма. Каурисмяки, как последний романтик, продолжает как может твердить об этом европейцам.
Аки Каурсмяки, режиссер: «60 лет назад в Европе было 60 миллионов беженцев. Мы все люди. Завтра мы сами можем стать такими же беженцами, как те, кого кого сегодня мы рассматриваем как врагов. Какой смысл имеет демократия, с таким трудом достигнутая человечеством, без человечности? Не забывайте, сегодня у вас все хорошо, а завтра вы сами беженцы»
Призыв к мелосердию звучит в сегодняшней Европе, возможно, маргинально, как и фильмы самого Каурисмяки, ведь его даже жюри не расслышало, не вручив главную награду, что могло бы стать символичным решением. Может, от того пришлось напиться в хлам, ведь искренность требует моральных затрат.
Но в целом Германия, в отличие от своих европейских партнеров, все же продолжает гуманнее всего относиться к беженцам, несмотря на тренды. Вот и на Берлинале второй год подряд во всех фестивальных зонах, в кинотеатрах и отелях, установлены коробки для сбора средств в поддержку беженцев. Там же продолжают неустанно призывать российские власти освободить украинского режиссера Олега Сенцова. Фильм про него «Процесс» Аскольда Курова показали на фестивале, а значки Free Sentsov все чаще появлялись на одежде гостей и участников смотра.
В той же картине Каурисмяки несчатья беженца сравнивают с судьбой евреев в середине прошлого века. Потому напомнинание об ужасах нацизма и сегрегации заняли особое место в Берлине. Одна из главных документальных премьер — номинированный на «Оскар» фильм «Я не ваш негр». Очердная история пламенной и страстной борьбы арфоамериканцев за свои права, в данном случае на примере судьбы известного чернокожего писателя и активиста Джеймса Болдуина. В программе он как акт напоминания о том, чем может обернуться сегодняшние неонационалистические настроения европейского большинства.
Еще одно завоевание демократии — гендерное равноправие — тоже оказывается под угрозой. О проблемах, с которыми сталкиваются трансгендеры и трансексуалы — сразу несколько картин. Чилийская «Фантастическая женщина», которая получила «медведя» за сценарий, говорит о таких людях, как о беженцах, чужих и непонятных. Казалось бы, свободно интегрировшаяся в общество после смены пола главная героиня, певица, после смерти любимого мужа становится жертвой агрессии со стороны близкого окружения. Кино о том, как она справляется с этим неприятием и непониманием, как переживает ущемление своих прав. А уже в другом фильме маленькой девочке из Японии придется познакомиться со своим родственником, который оказывается женой дяди, то есть тетей, но при этом трансексуалом. Здесь уже как раз о школе принятия и уроках той самой толерантности смолоду.
Берлинале — это еще и взгляд в будущее. И, конечно, это, прежде всего эко-тренд. Триумфатор фестиваля — венгерская картина «О теле и душе» — как раз про это. Основное действие происходит на скотобойне, но главные фантазии воплощаются во сне, где главные герои превращаются в оленей. Связь природы и человека — вот что здесь показано. И вот эта изначательная органическая естественная свобода и человечность и есть то, к чему призывают многие авторы вселед за Каурисмяки. Про то же поет и польский классик Агнешка Холланд в «Следе зверя», где отчетливо показано: садистам здесь не место, мы ищем людей.
В итоге, Берлинале остается самым свободным и демократичным фестивалем, несмотря на иные настроения. И это и есть тот самый независимый островок свободы вопреки. В конце концов, только здесь во время фестиваля канцлер Ангела Меркель может спокойно зайти в кафе с премьер-министром Канады Джастином Трюдо выпить кружку пива перед посещением мемориала жертвам Холокоста. Смысл такой: свобода и толерантность должны стать привычкой, обыденностью и необратимостью.
Фото на превью: Reuters
*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.