Покорение Эвереста, ресторан в Нью-Йорке и оплата наличными: чем известен владелец сети «Корчма Тарас Бульба»
3 июля в Москве Басманный суд приговорил к двум годам колонии общего режима владельца сети ресторанов «Корчма Тарас Бульба» Юрия Белойвана. Его признали виновным в восьми эпизодах уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере. Всего — на сумму 650 миллионов рублей. О фигуре Юрия Белойвана и о его сети с двадцатилетней историей — Богдан Бакалейко.
Юрий Белойван хоть и не отвечал на вопросы журналистов в суде, но решение, очевидно, справедливым не считает. Следствие установило, что владелец ресторанов«Корчма Тарас Бульба» в период с 2011 по 2014 год не заплатил 690 млн рублей налогами. Якобы Белойван распорядился в своих ресторанах не пробивать кассовые чеки и отказывать клиентам в оплате банковской картой. Сначала бизнесмен своей вины не признавал, говорил, что в этот период его практически не было в стране и никаких распоряжений он не давал.
Юрий Белойван: В 11 году я не был 11 месяцев в Москве, потому что я на Эверест поднимался, это почти три месяца заняла поездка, и было отдано в управление управляющей компании, и как я уже сказал, они, возможно, кого-то против себя настроили и как-то себя повели, что к ним отнеслись предвзято.
Но после двух лет судебных тяжб Белойван все же вину признал — хотя это напоминало сделку со следствием. Защита надеялась, что так ресторатору не дадут реального срока, а он в свою очередь выплатит все долги перед налоговой. Но договориться со следствием не удалось.
Александр Карабанов, адвокат Юрия Белойвана: Это решение политизировано, потому что на протяжении всего следствия нам обещали и угрожали, что будет реальное лишение свободы, и мотивировали это тем, что сейчас государству очень важно сделать именно такую страшилку для бизнеса, чтобы бизнес действительно знал, боялся и платил налоги.
По словами адвоката, Белойван за время судебных тяжб уже выплатил 20% от суммы долга. Защита просила еще 7 лет, чтобы погасить всю неустойку.
Александр Карабанов, адвокат Юрия Белойвана: Действительно Юрий Белойван за семь лет готов был оплатить данную недоимку. Государство ничем не рисковало, потому что все его личное имущество было арестовано и как раз покрывало сумму этой недоимки. Однако для налоговой инспекции данный срок неприемлем, и пытались, чтобы эту сумму погасили в течении трех лет. Объективно это невозможно, потому что это сеть ресторанов, которая торгует пельменями и борщами.
Средний чек в корчме 1500 рублей. Сеть украинской национальной кухни до уголовного дела развивалась в общем-то неплохо. 20 заведений, из них одно в Киеве и еще одно — в Нью Йорке. Причем американская точка денег не приносила — работала скорее на имидж сети.
До судебного разбирательства Белойван действительно уделял внимание скорее своего имиджу и путешествиям, но никак не бизнесу. На сайте ресторатора дневники восхождения на Эверест и Тибет. После такого, по словам, Белойвана, тюремный срок не страшен. В перерыве от путешествий Белойван активно участвовал в интернет-челленджах. И записывал свои тренировки.
За время судебных разбирательств сеть «Корчма» потеряла четыре точки, в том числе и американскую. Но от бизнеса Белойван отказываться не собирается, даже несмотря на тюремное заключение. Его рестораны записаны на 12 разных компаний, которые в 17-м году показали совокупную чистую прибыль в 15 млн рублей. Правда если даже Белойван захочет продать бизнес, покупателя он скорее всего не найдет.
Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании «Ресткон»: Интересный бизнес тот, который развивается и демонстрирует какие-то успехи, а то что у него развилось в более крупную сеть, говорит о стагнации, на самом деле. Уж не знаю в силу каких обстоятельств он просто не хотел развивать или не мог. Но, учитывая еще сейчас пристальное внимание к этому бизнесу налоговых органов, которое было и теперь и будет, скорее всего, я не думаю, что найдется или, во всяком случае легко найдется, покупатель.
Схема, на которой попалась «Корчма» налоговикам более чем известна. Большая часть заведений в Москве не принимает банковские карты, и хотя этот факт не доказывает, что бизнес не платит налоги, но в теории подделать отчетность так может каждый.
Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы: К сожалению реальность устроена таким образом, что действительно, когда у нас происходит оплата по наличному расчету, очень большая вероятность торговли мимо кассы. Мы все знаем — если приходишь в ресторан в пятницу вечером, с большой вероятностью у тебя там не будут принимать карточки. Спросишь почему — скажут, что сломался терминал прямо сейчас. На самом деле достаточно сказать — вы так от налогов уходите? И тут же приносят терминал.
Получается, поймать на неуплате налогов могут практически любого даже сейчас, но самостоятельно налоговая это делает нечасто. Здесь нужна персональная жалоба клиента или недоброжелателя.
Александра Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы: Условно если вы, например, расплачиваясь наличными, не потребуете чек официально выбитый, то вероятность того, что эта сумма будет спрятана и пойдет в серую или черную кассу, достаточно велика. Но ужас заключается в том, что даже если вы попросите чек, возможно, вам его дадут не всегда правильный.
В суд сегодня Белойван пришел без вещей, но со священником. Последний ему не помог, а вот вещи бы пригодились. Хотя решение суда защита еще будет оспаривать. Но даже если это и удастся, ресторатора ждет второй суд — по гражданскому иску на 862 миллиона рублей. Это, как посчитало следствие, — пени, начисленные за период неуплаты налогов. Хотя здесь тюремного заключения не предусмотрено. В худшем случае — придется выплатить всю сумму.
Фото: Артем Геодакян / ТАСС