Как Лукашенко выиграл «калийную» войну, а Баумгертнер поменял белорусский СИЗО на русский
Владислава Баумгертнера доставили в Россию. Белоруссия решила выдать гендиректора «Уралкалия» российским властям только вчера, а уже сегодня его привезли и посадили в СИЗО. Почему белорусские власти все-таки отпустили Баумгертнера? Что поменялось с момента его ареста, и чем закончилась калийная война?
Максимов: о том, что Владислава Баумгертнера привезли в Россию и поместили в следственный изолятор, рассказали представители ФСИН. Всё держали в секрете, чтобы в аэропорт не приехали журналисты. И даже до сих пор неизвестно, во сколько приземлился самолет с Баумгертнером. И в каком СИЗО он находится тоже скрывают. Впрочем, по данным агентства Интерфакс, Баумгертнер – в Лефортово. Его адвокат рассчитывает встретиться с ним сегодня.
Александр Бабинский, начальник управления по связям с общественностью «Уралкалия»: Компания «Уралкалий» приветствует возвращение генерального директора Владислава Баумгертнера в Россию из Белоруссии и готова оказывать все необходимое содействие следствию. Также хотел бы подчеркнуть, что нам неизвестны какие-либо сведения, которые заставили бы изменить позицию компании в отношении генерального директора. Мы считаем, что Владислав Баумгертнер не совершал противоправных действий.
Разговор о передаче Баумгертнера шел давно. Но решилось все только в конце ноября – то есть он провел под арестом в Белоруссии 3 месяца. Юридически, белорусские власти ждали, пока в России заведут своё уголовное дело. Его возбудили: часть 2-я статьи 201й (злоупотребления полномочиями). И заочно арестовали Баумгертнера. Без этого никак было нельзя. Минску нужны были гарантии, что предполагаемый преступник не останется на свободе, что следствие продолжится. Причем российские следователи даже перещеголяли белорусских коллег. Статья в обеих странах одинаковая – злоупотребления полномочиями. Только в России Баумгертнера обвиняют еще и в том, что он нанес ущерб государственному бюджету. Это уже гораздо серьезнее – до 10 лет тюрьмы.
Но, честно говоря, это просто юридические формальности. По факту дорогу домой Баумгертнеру открыла совсем другая история. В начале неделе у «Уралкалия» появился новый крупнейший акционер – Михаил Прохоров. Александр Лукашенко не раз говорил, что условий возвращения Баумгертнера два: это возмещение ущерба Белоруссии, проще говоря, «выкуп» (немаленькие причем, в 100 миллионов долларов), а второе – смена акционера в «Уралкалии».
Но тут надо помнить, с чего начиналась вся эта «калийная» война. Две компании (Уралкалий и Беларуськалий) дружили и вместе торговали через Белорусскую калийную компанию. Это был крупнейший картель. Две компании действительно управляли миром. Но Александр Лукашенко решил, что неплохо было бы торговать и в обход этого окна в Европу, чтобы получить еще больше прибыли. «Уралкалий» обиделся, назвал это нарушением условий сделки и разорвал сотрудничество. Все цены сразу же рухнули. Причем «Уралкалий» мог пережить такое падение и остаться в плюсе, а вот «Беларуськалий» нет. «Беларуськалий» в своей стране как «Газпром» в России. И вот акции такой компании рушатся. Ничем хорошим это не грозит.
И в этот момент, летом, гендиректор обидевшегося «Уралкалия» Владислав Баумгертнер получает приглашение посетить премьер-министра Белоруссии. Чтобы обсудить, как можно спасти местную экономику от смерти. По пути от премьера в аэропорт, Баумгертнера арестовывают. Как стала развиваться ситуация за три месяца?
Сулейман Керимов компанию продал. Его 22% перешли Михаилу Прохорову. Есть еще пакет в 12% - он принадлежит партнерам Керимова. Так вот, этот пакет, по данным СМИ, в ближайшее время выкупит приближенный к Лукашенко бизнесмен Дмитрий Мазепин. Он едва не стал вице-премьером Белоруссии. Новая Газета даже писала, что Мазепин – чуть ли не казначей семьи Лукашенко.
То есть, как и требовал Лукашенко, в «Уралкалии» сменился владелец. Михаил Прохоров – близкий и понятный для Кремля бизнесмен. Сулейман Керимов (человек Медведева) теперь имеет еще меньше силы. Все довольны. Может быть, теперь «Уралкалий» и «Беларуськалий» восстановят доверие и даже опять начнут продавать удобрения совместно.
Такая вот история. А Владислав Баумгертнер – в Московском СИЗО.