Как топили Бастрыкина, да ничего не получилось: останется ли глава СК еще на пять лет
Александр Бастрыкин, несмотря на все слухи о слиянии и поглощении Следственного комитета, останется в строю еще на 5 лет. Это если верить газете «Коммерсант» и ее анонимным источникам. Если же верить другим газетам и телеграм-каналам, из отпуска по случаю своего 65-летия Бастрыкин уже не вернется. Слухи о скором расформировании СК подогревает то, что в августе своих должностей лишились сразу пять генералов, возглавлявших региональные подразделения Следственного комитета. Что это — отголоски старой информационной войны между прокуратурой и СК или нас действительно ждет реформа в силовых структурах, обсудили с Ильей Шумановым, замдиректора Transparency International Россия.
Илья, скажите, пожалуйста, что означает арест тех самых генералов? Что это значит для Бастрыкина в том числе?
Если мы ведем речь о трансформации, реформе Следственного Комитета, то дискуссия об этом идет уже на протяжении длительного времени, минимум с 2015 года. Достаточно резонансные уголовные дела, которые касались ближнего окружения Александра Бастрыкина, ― я имею в виду дело, связанное с Захарием Калашовым, Дрымановым и остальными генералами Следственного Комитета, ― воспринимаются, наверно, в публичной дискуссии среди экспертов как непосредственно подкоп, наверно, под господина Бастрыкина.
К чему это приведет всё? Собственно, сегодняшняя колонка, сегодняшняя заметка в «Коммерсанте» наделала очень много шума, потому что все ожидали, наверно, ухода господина Бастрыкина из Следственного Комитета, невыхода из отпуска. Но по факту получилось так, что источники «Коммерсанта» сообщают о том, что он останется.
Это же какие-то абсолютно алогичные действия. С одной стороны, ясно, что в его ведомстве какое-то гниение происходит, высоких начальников, фактически топ-менеджмент, арестовывают. С другой стороны, ему продлевают контракт вопреки всему. Что это означает? Почему ему продлевают контракт, как вы думаете? Это пока слив или действительно у него всё в порядке?
Я думаю, что решения по господину Бастрыкину принимаются исходя из полномочий только одним человеком. Собственно, он может номинировать кандидатуру господина Бастрыкина, снять его и убрать. Это непосредственно президент Российской Федерации. И роль Совета федерации как акцептирующего звена, наверно, вот этого предложения достаточно формальная. Что касается сегодняшней публикации в «Коммерсанте», то там источник из администрации президента, собственно, сообщает о том, что не требуется дополнительного пересогласования, просто произойдет техническое продление контракта еще на пять лет.
Что касается господина Бастрыкина, надо понимать, что это фигура далеко не последняя для президента Российской Федерации именно в контексте того, что он проходил вместе с ним обучение в Ленинградском университете, был старостой его группы и имеет достаточно долгий трек взаимоотношений именно со следствием. То есть он в самом начале своей карьеры работал следователем, и, собственно, то место, которое он занял, ― это некая иерархическая такая логическая цепочка, которую он прошел.
Другое дело, что в институтах российских, в том числе в правоохранительных органах, существует глобальный запрос на изменения, который сопряжен с действиями как Генеральной прокуратуры, так и Федеральной службы безопасности. Собственно, отголоски этого уголовного дела, связанного с Захарием Калашовым, касаются именно в первую очередь, наверно, теоретической, потенциальной возможности перераспределения полномочий.
В общем, Бастрыкин оказался, видимо, непотопляемым.
Фото: Михаил Метцель / ТАСС
*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.