Байконур голодает, смертельно опасный гептил смывают хлоркой
И, как сообщает казахстанская сторона, полную дезоксидацию почвы. О том, чем опасен гептил, и как бороться с отравлением мы спросили у начальника отдела экологической биотехнологии научно-исследовательского центра токсикологии, профессора Геннадия Жарикова.
Лобков: Что такое гептил, и почему его так боятся? Можете ли вы объяснить нам это?
Жариков: Гептил – это ракетное топливо, которое применяется не только в России, но и во всех странах. За все время космической деятельности это оказалось самое эффективное топливо по своим экономическим показателям, показателям эффективности подъема кораблей. Но, к сожалению, это вещество, кроме своей эффективности, еще и обладает очень сильным токсическим действием. Оно вызывает рак у людей, поэтому с ним надо работать очень осторожно. И в случае аварии незамедлительно проводить меры по его детоксикации в почве и воде. В настоящее время не существует действенных методов ликвидации таких аварий. Применяется или обработка с помощью пероксидазных соединений, то, что сейчас используется в Казахстане, или просто заливают водой для того, чтобы нейтрализовать его действие. Но это вещество обладает очень интересным эффектом: разлагаясь, оно образует еще более токсичные соединения – нейтрозамины, которые опасны для человека. Поэтому во всем мире ведутся исследования по разработке безопасных технологий его утилизации.
Лобков: Как мне говорил один из ведущих специалистов, который пожелал остаться анонимным, есть договорники между Россией и Казахстаном о том, что если подобное случается, Россия должна за собой убрать мусор, но он касается определенных территорий. А здесь гептил выпаол гораздо дальше, поэтому Россия пока сопротивляется и не хочет там убирать мусор и предоставляет это Казахстану. Известно ли вам, кто все-таки должен убирать этот гептил, и сколько это может стоить?
Жариков: В любом случае, если авария произошла, должна убирать российская сторона, потому что это связано с аварией «Протона». Но я хочу остановиться на другом: обработка такими химическими веществами – дорогая система. Эти соединения очень нестабильны, их требуется короткое время нарабатывать. В нашем центре в рамках федеральной целевой программы химической и биологической безопасности России разработана уникальная, экологически безопасная технология, когда гептил в почве разлагается с помощью специальных микроорганизмов-деструкторов. Нами получен такой штамм микроорганизмов и запатентован, который позволяет экологически безопасно и очень дешево производить очистку загрязненных территорий. Испытания проводились на базе «Роскосмоса» на специальном полигоне нехимического машиностроения, эти испытания показали высокую эффективность. В процессе разложения гептила не образуется никаких токсичных соединений. И химический анализ, и биотестирование на животный биотестер показывает, что после обработки почва и вода становятся совершенно безопасными для человека и окружающей среды.
Лобков: Востребованы сейчас в этой аварии ваши бактерии, или убирать будут по старинке – с помощью хлорки?
Жариков: К сожалению, будут убирать по старинке. Мы отправили еще в июне письмо, зная, что происходят аварии постоянно, наше предложение в космическое агентство Казахстана провести совместные испытания наших микроорганизмов на территории Байконура, но нам сказали, что они будут использовать свою, к сожалению, технологию. Эта технология интересна и для России, потому что у нас тоже есть космодромы, где используется гептил. В настоящее время в рамках нашего федерального медико-биологического агентства и министерства промышленности и торговли разработана специальная передвижная установка, в которой могут нарабатываться эти микроорганизмы. Она подъезжает к месту аварии, она сделана на базе автомобиля, там нарабатывается необходимое количество микроорганизмов и вносится в почву.