Антифа могут приравнять к Хизб ут Тахрир
Главное, на что опирались и суд и следствие, – показания самих потерпевших, как раз, – из числа националистов. Их судья причислила к социальной группе. А антифа в целом – это экстремистское движение с четкой иерархической структурой.
Чем сегодняшний приговор может обернуться для других антифашистов – разбирался Илья Васюнин.
Васюнин: Начиналось все с драки, а закончиться может тем, что антифашистов вообще приравняют к экстремистам.
В июле 2010 года в клубе “One Rock” должен был состояться концерт панк и хардкор-групп. антифашистский концерт, или концерт ультраправых – это всегда напряженное мероприятие. Улицы рядом с клубами – это как улицы рядом со стадионами в день дерби: нет-нет, да и возникнет драка. В тот день футбольные фанаты-националисты собирались «накрыть» клуб на «Павелецкой». Рассказывают, что будущие потерпевшие были в первых рядах: их неожиданно встретила толпа антифашистов и дала отпор. Двое молодых людей из числа националистов получили серьезные повреждения – это Владлен Сумин и Владимир Жидоусов. Именно по их показаниям возбудили уголовное дело, а затем привлекли обвиняемых. Один из них – Игорь Харченко, который сегодня получил 3,5 года.
Потерпевшим показали фотографии двух молодых людей – Игоря Харченко и другого активиста Дениса Солопова, и те уверенно опознали в них нападавших. Позже случилась незадача: оказалось, что Денис Солопов, на которого уверенно показывали потерпевшие, в этот день находился в Турции. Адвокат принес паспорт с отметкой, которую ему поставили на границе, но следователь в ответ сказал, что возбудит уголовное дело, потому что этот паспорт поддельный. Тогда запросили в ФСБ, и те подтвердили, что Денис точно не при чем. Остался один человек – Игорь Харченко. Ему сегодня зачитали приговор. Он относится к движению антифа, которое имеет строгую иерархичную структуру, ненавидит социальную группу националистов и отличают друг друга по манере одеваться. Вот что говорит о сегодняшнем приговоре адвокат Михаил Трепашкин, который уже пообещал его обжаловать.
Михаил Трепашкин, адвокат Игорь Харченко: Они указывают на то, что была информация о причастности Харченко к этому нападению только по тому основанию, что сказали об этом якобы оперативники, но в суде допрашивался оперативник Кучеров, который задал вопрос: «Откуда у вас эта информация?» Они сказали, что потерпевшие сказали. То есть весь источник кроется в показаниях потерпевших, которые хотят подтянуть к этому делу Харченко и Солопова Дениса. Когда у них не получилось с Солоповым, хоть Харченко. Жидоусов в частной беседе говорит, что никого не помнит и опознать не может. Но как-то договаривались, что это их противники. Сумин назвали цифру морального и материального вреда 880 тысяч, заведомо зная, что «88» - это «хайль Гитлер», то есть практически насмехаясь над судом, не обосновав, почему именно такая сумма.
Суд присудил 300 тысяч компенсации материального ущерба Владлену Сумину. Денис Солопов уехал за границу, и его по другому делу – химкинскому – признали политическим беженцем. Сам сегодняшний подсудимый вины своей не признал. В деле есть многочисленные показания людей, которые видели его на сцене клуба, где он выступал в составе одного из музыкальных коллективов. Суд не обратил на них внимания: сказал, что они даны по предварительному сговору. Павел Чиков говорит, что это не первое дело, где националисты являются социальной группой, за которую суд хочет заступиться, и что, возможно, дело идет к тому, что антифа будет признано экстремистским сообществом.
Павел Чиков, председатель правозащитной ассоциации «Агора»: Это далеко не первый приговор антифашистам за их отношение к националистам. Таких по стране за последние 3-4 года не один десяток. Чем больше их становится, тем больше вероятность того, что антифу признают экстремистской организацией.
Эксперты высказывают мнение, что и Алексей Гаскаров – один из подозреваемых по «болотному делу», который тоже исповедует антифашистские взгляды, был привлечен к суду для того, чтобы показать опасность этого предполагаемого экстремистского движения.