«Анархия» в «Современнике»
Катаев: Мне повезло: я в пятницу посмотрел вместе со всей командой, которая готовилась к спектаклю. Соответственно, это сам Гарик Сукачев, а также Владислав Опельянц (любимый оператор Никиты Михалкова), который ставил там свет, Егор Дружинин, который ставил хореографию и дизайнер Андрей Шаров, отвечавший за сценографию. «Анархия» - это спектакль по пьесе «Dysfunctional» Майкла Пэкера, современного британского актера и драматурга.
В «Анархии» рассказана история возвращения распавшейся четверть века назад панк-группы. Все уже успели их позабыть, но вдруг им выпадает шанс и старый забытый хит покупает для рекламы одна глобальная корпорация. Бывшие панки, нонконформисты должны пойти, по сути, на сделку с дьяволом. И вот, куча фанатов и денег, гастроли в Америке, девицы, много алкоголя и вообще полный разврат – все это на одной чаше весов, а на другой – принципы настоящего панка. В результате, в спектакле показано, как идут на компромисс не только в искусстве, но и в жизни.
При этом спектакль получился, надо сказать, очень дорогой. Поговаривают, на его создание ушло более полумиллиона долларов. Кстати, это беспрецедентно для московских академических театров, это сравниться разве что с постановками Большого (на то и Большой). Еще бы! Там и бриллиантовый череп есть и много телевизионных экранов, и очень сложная сценография, дорогие костюмы. В общем, потратиться было на что. И вот еще одна важная деталь: актеры буквально превратились на сцене в настоящих музыкантов и, действительно, живьем играли на сцене на инструментах. Говорят, актеры с удовольствием репетировали, и у них это даже получилось.
По сути, мы наблюдаем рождение новой панк-группы и они даже уже будут выступать с концертами. Например, на ближайшем выступлении «Неприкасаемых» и Гарика Сукачева 17 февраля можно будет их увидеть вместе с Чачей Ивановым, который, кстати, помогал этому коллективу, был консультантом и даже написал для них несколько песен.
Есть в «Анархии» и то, что меня покоробило. Например, вообще этот спектакль леватский по духу, потому что автор пьесы британский антиглобалист и он обращается с острой критикой к обществу потребления и против американской культуры. Давайте послушаем пассаж Михаил Ефремова против Макдональдса, а именно Хэппи Мила.
Ефремов: ..Бесплатный Микки Маус, бесплатный Дональд Дак…
Катаев: При этом Михаил Ефремов еще и голый. Мне кажется, палку перегнули с этим антиамериканизмом, потому что в какой-то момент речь заходит о терактах 11 сентября и даже с таким уклоном, что, мол, так и надо американцам за Вьетнам, Афганистан и Ирак. Это меня, как человека западной культуры, и все-таки не антиамериканиста, немножко покоробило и вообще Макдональдс я люблю.
На прогоне присутствовала художественный руководитель театра «Современник» Галина Борисовна Волчек. Она, правда, посмотрела только первое действие, где, кстати, больше всего мата. Видимо, очень волновалась, правильно ли она сделала, что разрешила показывать этот спектакль у себя на сцене, поэтому она все действие нервно курила, не переставая, прямо в зале. Меня это тоже немножко шокировало, но, видимо, ей позволено.
Макеева: Тебе все не понравилось, Денис.
Катаев: Понравилось. Наоборот, меня немножко шокировало.
Макеева: Шокировало, но испытал приятное.
Катаев: В общем, на нее сейчас все будут накидываться, действительно, с критикой, потому что как позволили в таком академическом театре поставить то, что мы сейчас видели на сцене. Но у нее есть, что на это ответить.
Волчек: Я, по-моему, всю жизнь рискую. И когда молодым режиссерам доверяла ставить – рисковала, и сейчас это риск, но без риска неинтересно жить и невозможно. И надо помнить, что мы когда-то взяли на себя такую смелость и назвали себя театром «Современник».
Катаев: В общем, «Современник» хочет быть современным. И действительно, о последней постановке в «Современнике» громко говорили, наверное, шесть лет назад, когда обсуждали «Голую пионерку» Кирилла Серебреникова с Чулпан Хаматовой в главной роли. Теперь заговорили об «Анархии» и сейчас туда точно потянутся хипстеры, випстеры, да уж и что говорить – андеграунд и панки, которые, наверное, вообще никогда в театры-то и не ходили. Это, наверное, очень хорошо. Спектакль, конечно, посмотреть стоит, хотя бы как на диковинку для «Современника».