«Это может аукнуться Кудрину»: кто из Кремля пострадает за «Алросу»

И как обыски связаны с «выборами премьера»
06/04/2017 - 23:38 (по МСК) Антон Желнов
Поддержать ДО ДЬ

6 апреля в офисе компании «Алроса» весь день работали силовики, они изъяли документацию компании. Обычно подобыне обыски заканчивались громкими уголовными делами. Чего ожидать на этот раз, выясняла Ксения Назарова.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов объяснил, кто из элиты контролирует алмазодобывающую компанию и в чем на самом деле главная интрига.

Без оцепления и автозаков и шума в «Алросе» ФСБ изымает документацию, связанную со сделками трех-четырехлетней давности. Компания тогда избавлялась от непрофильных активов, в числе которых гостиницы, нежилые здания и земельные участки. В ФСБ и в самой компании визит силовиков не комментируют, но об этом сообщают информагентства, а косвенно факт выемок подтверждает резкое падение котировок.

«Алроса» — мировой лидер по добыче алмазов. В 2015 году компанию возглавил Сергей Иванов, сын экс-руководителя администрации президента. На встрече с Дмитрием Медведевым он говорил о планах на будущее, в том числе о продаже активов:

«Спасибо за доверие. Безусловно, как одну из задач вижу и наращивание запасов компании, и наращивание добычи, продажи непрофильных активов, безусловно модернизация производства…».

Политологи считают, что следственные действия говорят о внутрикорпоративных спорах между влиятельными группами. В разное время покровителями корпорации называли Алексея Кудрина, Юрия Трутнева и самого Сергея Иванова-старшего. Трутнева и Кудрина Минченко упоминал в докладе о сценариях позиционирования Владимира Путина в президентской кампании, он упоминал их в числе трех кандидатов в премьер-министры после вероятной отставки Дмитрия Медведева.

«Это может быть, конечно, и привет Трутневу, что мало вероятно, и привет Кудрину, что более вероятно, и какая-то история, связанная с властями Республики Якутия, так что история требует все-таки наблюдения, прежде чем делать какие-то громкие выводы», — говорит политолог Евгений Минченко.

Проверки в компаниях с госучастием в последнее время стали обычным делом. Так, в прошлом году прошли обыски в компании «РусГидро», затем в доме Евгения Дода, теперь уже экс-гендиректора. Ему вменяют крупную растрату. В офисе «Роснано» тоже обыски, и снова растрата — более миллиарда рублей. Сначала задерживают гендиректора Леонида Меламеда, затем двух топ-менеджеров компании.

Светлана Петренко, и.о. руководителя управления взаимодействия со СМИ СКР РФ: «Руководители проектной компании обязались построить и запустить завод к сентябрю 2012 года, однако этот срок неоднократно переносили. В ходе следствия и оперативно-разыскных мероприятий выяснилось, что работы по реализации проекта уже на протяжении многих лет не осуществляются, деньги, выделенные на его строительство, растрачены».

Не прошли силовики и мимо «Почты России». По мнению следствия, глава корпорации Дмитрий Страшнов потратил бюджетные средства не для повышения эффективности, а на премию лучшему почтальону, и оказался им сам Дмитрий Страшнов, а его премия свыше 95 миллионов рублей.

Александр Куренной, представитель генеральной прокуратуры России: «Данная прибыль образовалась за счет дотаций из федерального бюджета, и сумма вознаграждения Страшнову не могла превышать 3 миллионов 200 тысяч рублей. Материалы проверки направлены в Следственный комитет для оценки действий Страшнова и двух директоров департаментов Минкомсвязи России, в рамках уголовно-процессуального законодательства по статьям «О злоупотреблении полномочиями» и «Халатности».

В итоге Страшнов потерял свой пост, а уголовное дело возбудили против чиновницы Минкомсвязи, которая поставила свою подпись в документе о премировании. Чем продолжится дело «Алроса», пока не понятно, в ФСБ на наш запрос пока не ответили. Важная деталь — проверка началась по инициативе якутских следователей, видимо, туда и уйдут изъятые документы.

 

Желнов: Константин, Евгений Минченко, политолог, в своем таком традиционном докладе «Политбюро», где он исследует российские элиты, называл Юрия Трутнева, Алексея Кудрина тоже, Трутнева — вице-премьером, кандидатами в будущие премьер-министры страны. «Алрос» уже считают частью такой трутневской вотчиной. Если туда и заходят в данном случае, то скорее всего в этом стоит усмотреть какую-то борьбу по крайней мере политическую. Вы согласны с этим? Как вы считаете, есть ли в этом политика, либо действительно следственные органы имеют некие вопросы к «Алросе»?

Симонов: С одной стороны в России стартовала избирательная кампания, конечно же эта кампания не по выборам президента, а очевидно совершенно, что по выборам премьер-министра. И ясно, что главная интрига аппаратной политики сегодня — это кто возглавит кабинет министров. Возможно, кстати, это будет и Дмитрий Медведев, но я сильно сомневаюсь, что Трутнев является реальным претендентом на премьерский пост, в отличие, кстати, от Кудрина, с которым компания была связана. И версия про Трутнева слабовата почему, потому что выемка документов, опять же, если верить сообщениям информагентств, все-таки осуществлялась по периоду 2011-2012 годов, тогда, скорее, это была компания под контролем именно господина Кудрина. Что касается Трутнева, это не домыслы, он был официально куратором этой компании, и он принял ряд решений, которые достаточно неоднозначно были отраслью восприняты, ну скажем, он решил создать что-то вроде алмазного кластера на Дальнем Востоке, во Владивостоке, и это тоже вызвало достаточно большое количество споров. То есть в этом плане он принимал именно в прошлом году ряд решений по развитию отрасли, то есть он официально развитием «Алросы» занимался, но я не думаю, что Трутнев реальный претендент на премьерский пост.

Желнов: Хорошо, понятна позиция. Но смотрите, Константин, в последний раз ФСБ, из громких случаев, заходила к Прохорову — обыски в «ОНЭКСИМ-банке» на Тверском бульваре в день «Прямой линии с президентом», был заход силовиков на «Почту России», тогда поменяли Страшнова, Прохорову тем самым подмигнули, протестировали его, как они говорят, на прочность. Вот то, что происходит с «Алросой», все-таки это что, как вы считаете? Намек кому? Или его нет здесь?

Симонов: Часто силовые органы приходят в компании для того, чтобы подвигнуть к каким-то решениям относительно собственности. И не случайно вы вспомнили пример с Прохоровым, потому что Прохоров решал тогда и до сих пор решает вопрос о продаже ряда крупных активов, включая и долю в «Русском алюминии». Бывают случаи, когда мы говорим про госкомпании, что речь может идти о смене руководителя компании, но к «Алросе», как мы понимаем, ни та, ни другая история не применимы. Почему? Потому что в вашем сюжете было напоминание, что руководитель «Алросы» сменился только что. Сергей Иванов-младший возглавил «Алросу» буквально совсем недавно, и в этом плане, скорее, следственные органы должны помочь в его деятельности. На самом деле если будут найдены какие-то материалы, компрометирующие прошлое руководство, Сергей Иванов может, например, сказать: «Вот видите, они создали кучу проблем, наломали дров, мне теперь приходится разгребать». Но не думаю, что в этом дело. Что касается собственности, есть тема, связанная с приватизацией «Алросы», но поскольку сменили руководство компании, я уверен, что Сергей Иванов-младший сумеет в правильном направлении приватизацию активов направить и без всяких следственных действий, тем более, что, еще раз повторяю, они касаются истории, опять же если верить СМИ, 2011-2012 годов. Поэтому вариант, что это может аукнуться действительно прежде всего господину Кудрину и каким-то образом повлиять на его аппаратные амбиции, этот вариант я бы со счетов не сбрасывал. Хотя я согласен с тем, что нужно подождать, какие обвинения кому будут предъявлены.

Желнов: А почему это Кудрину может аукнуться?

Симонов: Потому что в тот период времени он как раз занимался кураторством «Алросы», и в этом плане если будут найдены какие-то материалы, которые будут говорить о серьезных нарушениях в работе компании, естественно всплывет фигура и куратора этой компании в тот период времени.

Желнов: Спасибо. 

Фото: Петр Кассин/Коммерсантъ

Другие выпуски