Академики ищут способ спасти имущество
Малашенко: Несмотря то, что закон о реформе РАН уже вступил в силу, уже на первом заседании президиума ученые дали понять, что остались при своем мнении. Недовольны, кажется, все. В профсоюзе Российской академии наук опасаются массовых увольнений, а Сельскохозяйственная и Медицинская академии не хотят отдавать свое имущество федеральному агентству, которое как раз для этого и создается. Более того, обе академии уже придумали, как обойти закон о реформе. Там решили требовать, чтобы их передали не объединенной РАН, а профильным ведомствам. Сельскохозяйственная академия намерена перейти в подчинение Минсельхозу, а медицинская академия – в подчинение Минздраву. Там они нужнее, ведь в профильных ведомствах занимаются прикладной наукой, а не фундаментальной, объясняются академики. Более того, похожие прецеденты уже есть – еще до подписания закона о реформе президиум Сельскохозяйственной академии передал один из своих институтов администрации Белгородской области. Чтобы использовать эту схему сейчас, нужно разрешение федерального агентства и правительства, поясняет замглавы Академии сельскохозяйственных наук Анатолий Шпилько.
Анатолий Шпилько, замглавы Россельхозакадемии: Раньше порядок был такой. Президиум Академии давал принципиальное согласие, раньше у него было такое право, потом область обращалась к правительству, а правительство выпускало решение, после чего менялся учредитель – не РФ, а субъект. Это возможно и сейчас, но эти полномочия, скорее всего, будут у этого федерального агентства.
Малашенко: В отличие от Медицинской и Сельскохозяйственной академий, ученые из самой РАН эту схему использовать не могут: профильных ведомств, например, министерства физики или химии, для фундаментальной науки не существует. Однако там к передаче имущества федеральному агентству, кажется, относятся чуть лояльнее, чем в Медицинской и Сельскохозяйственной академиях.
Виктор Калинушкин, глава профсоюза работников РАН: Зачем нам эти полтора миллиона гектаров земли, которые находятся в распоряжении Академии сельхознаук? Нам их имущество никогда не было нужно. И было-то неразумно сливать три академии, очередная глупость руководства страны, и поэтому если они будут отдельно, может быть, это будет и лучше. РАН без этих двух академий – это 450 институтов и 100 тысяч человек. Мы будем стараться сохранить целостность научных коллективов, и в этом смысле переход в федеральное агентство – более-менее разумное решение. Хорошо бы, чтобы правительство уже приняло какое-то решение о главе и функциях этого федерального агентства, а то мы в такой ситуации, что, может быть, нельзя будет зарплату завтра сотрудникам заплатить, поскольку мы не знаем, в каком ведомстве мы находимся.
Малашенко: Добавим, по плану реорганизация академий должна занять три года. На создание федерального агентства, по словам нынешнего главы РАН Владимира Фортова, должны выделить 70 миллиардов рублей. На что пойдут деньги, непонятно. Впрочем, в бюджете эти расходы пока и вовсе не заложены.