В 2018 году несколько резонансных событий привлекли внимание общественности — странное интервью «туристов из Солсбери» Петрова и Боширова, которых британские власти обвиняют в отравлении Скрипалей, и вызов на дуэль Алексея Навального, брошенный в видеообращении генералом Виктором Золотовым. Журналист Леонид Парфенов — об этих странных выступлениях и о монополии государства на вранье и истину.
Желнов: Очень про сегодняшнее ― вот как раз еще больше про сегодняшнее, да, еще больше про сегодняшнее я хотел бы спросить. Очевидно, эти люди стали бы героями «Намедни» 2018 года. Боширов и Петров (или Мишкин и Чепига, как кому удобнее), предполагаемые разведчики ГРУ. Вы смотрели это интервью?
Парфенов: Конечно.
Желнов: Которое довольно мощно срезонировало в прошлом году.
Парфенов: Конечно, конечно. Я даже комментировал и в годовом выпуске, и в таком текущем.
Желнов: Да. Что, с вашей точки зрения, это было? Потому что это же какой-то другой вид журналистики, да.
Парфенов: Я пытался это сказать, да. Это странная история.
Желнов: Что это за жанр вообще?
Парфенов: Жанр ― это госпропаганда, которая при этом с какой-то иронией, потому что там Маргарита Симоньян при этом позволяла себе некоторые удивленные глаза, хотя вроде бы ― и они в конце концов взмолились: мы же за помощью пришли! ― она должна была бы вроде подыгрывать. Но все так не лезло ни в какие ворота, что она решила: дай-ка я не буду так уж сильно подписываться в эту историю.
Нет, в конце концов, по совокупности всего произошедшего ведь было понятно, и уж Маргарите-то точно, я это даже уже высказывал в «Парфеноне», вынужден повторить, у меня нет другого мнения. Было же понятно, что мало того, что это очень странно выглядящие ребята в одинаковых свитерах, как из детдома, и так не выглядят люди, которые ездят за границу смотреть архитектурную достопримечательность, и прочая, и прочая.
Но самое главное начинается завтра: что если завтра во всех «Одноклассниках» и «ВКонтакте» не начинается визг: «Да знаем мы, да они нам БАДы продавали, нашему фитнес-центру! Да конечно! Чего вы допеклись? Да его жена у нас работает!» и прочая, и прочая, потому что невозможно, все же проницаемо! И после этого полная тишина. Из ниоткуда взялись, в никуда пришли. Объяснить это можно только каким-то зловещим троллингом.
Желнов: А этого троллинга и абсурда по сравнению с…
Парфенов: Мы вам покажем.
Желнов: Да, да, понятно.
Парфенов: Это будет ни в какие ворота не лезть. Все равно это косвенные улики, которых у вас и так полно. Вот так вот мы на вас чихать хотели и впредь будем так же ставить такие вот свои автографы, что да, это мы, но никто за руку не схватит.
Желнов: А абсурда этого стало больше и троллинга по сравнению с тем, когда вы вели «Намедни» в начале нулевых? Я имею в виду «Намедни», которые, собственно…
Парфенов: Конечно, больше. Конечно, больше.
Желнов: Больше. То есть во времени абсурда стало больше.
Парфенов: Конечно, больше, потому что, с одной стороны, проницаемость, с другой стороны, государство все время настаивает на своей монополии на вранье. На правду, конечно, но и на вранье. Вообще на своей монополии на истину, на картину мира, да, и это все более и более нелепо, это вот ни в какие ворота.
Шепелин: А обращение Золотова ― это из того же самого жанра?
Парфенов: Да, конечно, конечно. Он убежден, что он вот так может говорить. Но, с другой стороны, ему тоже не пришло в голову, это же ад, до чего мы докатились. Он же не может с этим выйти ни на один федеральный канал. Могущественный человек, генерал армии, тут полный иконостас ― и что? Куда он с этим пойдет? Потому что в стране один герой. Потому что, может быть, если бы показали такое его обращение по федеральному каналу, он бы и у определенной аудитории собрал бы аплодисменты.
Желнов: Был бы формат «Намедни», я думаю, вы бы ему предложили, да.
Парфенов: Но он тогда выступает на месте Путина. Тогда он входит, он конкурирует с Путиным за право быть героем, который сейчас войдет, за ним будет последнее слово и он, как мне сказали в одном дагестанском ауле, «расставил все точки над ы». Вот так они сказали. Это по окончании моего комментария.