«Я самый крутой редактор по VIP-гостям»: Тина Канделаки о «Матч ТВ», Собчак, Навальном, главном зрителе страны, акробатическом рок-н-ролле и ярлыках Дудя

Поддержать ДО ДЬ

Гостем программы Hard Day's Night стала генеральный продюсер телеканала «Матч» ТВ Тина Канделаки. Она рассказала о том, за кого будет голосовать на президентских выборах в 2018 году, вспомнила о том, как она попала на канал, объяснила, почему с телеканала ушел Юрий Дудь и отреагировала на слухи о том, что она придумала инстаграм Рамзана Кадырова.

Монгайт: По традиции, первый вопрос мой. Я хотела бы у вас узнать: сейчас такой странный момент — в политику, причем в высокую политику рванули женщины. Я не могу вас не спросить: почему не вы?

Во-первых, добрый вечер. Я хочу поздороваться с вашими телезрителями, я хочу поздороваться с вами. Анна, но вы знаете, вообще ожидаемо, что не я, конечно же, потому что надо заниматься тем, чем ты умеешь заниматься профессионально. Я никогда не занималась профессионально политикой, я не умею возглавлять людей в политическом смысле этого слова, у меня нет ни этого скилсета, ни этого набора знаний, ни этого опыта, безусловно, и, более того, что, наверное, самое главное будет в этих выборах — у меня нет никакой программы.

Поэтому, наверное, то, что появилось желание у многих людей, которые никогда не выдвигались в президенты, выдвинуться в президенты, я уверена, что это здорово, но у меня такого желания не было. Мы много про это говорим с коллегами, с друзьями, многие в этом смысле иронично меня спрашивают, я абсолютно уверенно отвечаю: «Такой мысли в голове не было, и быть не может». У меня есть профессия, и мне нравится заниматься тем, чем я умею заниматься профессионально.

Товкайло: А вы к выдвижению Собчак как относитесь? У вас непростые довольно отношения еще со времен 2011, по-моему, года?

Где-то так. Очень положительно. Очень положительно, потому что, вы знаете, но если мы про это сегодня хотим поговорить, эти выборы — первые выборы, когда в выборы будут включены миллениалы. Ведь, Максим, людям, которым в январе, в феврале исполнится 18, впервые будет дана возможность голосовать, и у них этой возможности никогда не было, и, возможно, они бы и не заинтересовались выборами, если бы не появились такие кандидаты. Поэтому появление Ксении в качестве кандидата — это здорово, это дает разнообразие, драйв и возможность тем, кто, возможно, никогда бы о выборах и не задумался, задуматься о выборах, я говорю о поколении миллениалов.

Рубин: Драйв или хайп?

Здесь, знаете, можно по-разному говорить: драйв, хайп. Одно не исключает другое. Самое главное — чтобы все прочитали программу, которая, я уверена, впоследствии появится, так как кандидатов уже заявилось несколько и, я думаю, что еще, наверное, заявится, судя по всему. Здесь, мне кажется, если сейчас надо про это сказать, то я бы хотела к вашим телезрителям, а у вас большая аудитория миллениалов, обратиться и сказать: вы знаете, отнеситесь к этому как можно серьезнее, не надо шутить, не надо поддаваться, собственно говоря, на шутливый тон телеграм-телеканалов и многих средств массовой информации, а почитайте программы. Это, кстати, совсем не повредит, прочитайте их от начала до конца, может быть, правда, появится что-то здравое, что-то современное, что-то, что, правда, станет впоследствии частью России, устремленной в будущее.

Командная: Максим уже частично задал мой вопрос про то, собираетесь ли вы голосовать на следующих выборах за Ксению Собчак. А вы уже сейчас знаете, кто ваш кандидат, или все-таки нет?

Он мне так не задал вопрос, Маша, но в этом смысле я продолжу отвечать на ваш вопрос. Программы. Я-то взрослый человек, мне много лет, Маша, поэтому говорить о том, что я знаю, за кого буду голосовать, не прочитав еще ни одну программу, — выглядеть, как минимум, инфантильной девочкой, а я уже немолодая женщина, поэтому я дождусь программы. Когда будут программы, я обязательно, в этот раз я, наверное, впервые в своей жизни очень подробно хочу ознакомиться с каждой программой.

Командная: Даже с программой Собчак, и если она вам понравится, вы выберете ее?

Что значит, Маша: даже с программой Собчак?

Рубин: Потому что ее программа — это против всех.

Еще раз повторюсь. Вы знаете, этого утверждения на всю предвыборную кампанию, согласитесь, как мне кажется, Миша, не хватит. Поэтому в любом случае появятся какие-то громкие заявления, которых я искренне жду и которые будут частью программы. Для того, чтобы пояснить вам свой ответ, для меня, например, Миша, очень важным является, каким будет образование, серьезно. То есть у меня достаточно радикальные взгляды на то, каким оно должно быть, и я уверена, что в контексте вашего разговора, а могла бы и я, я точно не могла, потому что я очень радикально подхожу к тому, какой должна быть реформа сегодняшнего образования, чтобы люди, которые получают это образование, могли быть конкурентоспособными в современном мире.

Я очень жду, а вдруг кто-то возьмет и предложит что-то интересное, то, что будет мне близко. Я сейчас не хочу озвучивать то, что мне близко, и чего я, собственно говоря, жду от образования, я хочу дождаться, может, кто-то предложит. Это же касается здравоохранения, например. Для меня, я считаю, вещи своими именами надо назвать, к сожалению, здесь гендерное деление присутствует, для меня, как для женщины, образование и здравоохранение очень важно. Поэтому дождусь, ознакомлюсь, и только после этого буду делать какие-то выводы или хотя бы об отношении к этим темам тоже хотелось бы дождаться.

Монгайт: Вы только что обращались к миллениалам. Между тем, уже известно, что в последние годы, во всяком случае, Навальный выиграл борьбу за молодежь, и это очень наглядно. Как вы считаете, почему он и как вы оцениваете это? Может быть, нужно следовать за ним?

Знаете, так символично. Вы помните, когда он у вас был в последний раз в вашей программе?

Монгайт: Год назад.

Да, ровно год назад. Он у вас был в этой программе 1 ноября, поэтому я тоже так обратила внимание на параллель, как раз внимательно смотрела эту программу, он много говорил о том, что он планирует делать. Почему он? Поколению ютьюба он, наверное, гораздо понятнее, чем многие другие политики, потому что он очень хороший видеоблогер, но здесь никто с этим спорить не будет, он очень хороший ведущий для этого поколения, которое привыкло к интонации ютьюба, гораздо более свободной, агрессивной и демократичной.

Что он будет делать, как он будет поступать с аудиторией? Я тоже не знаю, Анна. Потому что, я именно еще раз говорю, обращаю ваше внимание, я не знаю, 7 миллионов ли человек, то есть надо смотреть статистику, но, условно, появится очень большое количество людей, которые родились в 2000 году, на стыке веков, люди, которым в январе будет исполняться 18, в феврале будет исполняться 18. За всех этих людей кандидатам придется бороться, в том числе и ему.

Командная: В том числе, кстати, вашей дочери Милане. А скажите, пожалуйста, Тина, а как, каким образом вы занимаетесь ее политическим воспитанием? Вы же наверняка дома говорите о политике.

Ее политическим воспитанием… Вы знаете, во-первых, очень сложно заниматься политическим воспитанием, Маша, детей, вы это впоследствии поймете, потому что их, правда, воспитывает ютьюб, их воспитывает ВКонтакте, вообще они выросли, скажем так, с возможностью свободно добывать информацию. Они не ограничены, и те, кто знает моих детей, те, кто знает, в частности, мою дочь Меланию, они прекрасно знают, что она очень свободомыслящая девочка, и мне ей что-то навязать будет достаточно сложно. Она смотрит на меня, она спорит со мной, она во многих вещах спорит очень содержательно, и порой даже оказывается права, и мой взгляд, я понимаю, в ходе этой дискуссии, устарел.

Как она будет голосовать? Я ни в коей мере не оказываю на нее давление. Точно так же, как и все молодые, как и все миллениалы, она, наверное, если бы не такой расклад, который вдруг неожиданно обнаружился за последний месяц, наверное, тоже достаточно спокойно отнеслась бы к выборам, назовем это так. Но этот расклад, естественно, взбудоражил, в том числе, и ее. За кого и как она будет голосовать, Маша, я, правда, не знаю. Давления на нее я никакого не оказываю. Но единственное, что я хочу сказать ей, раз уж вы ее вспомнили, и всем ее ровесникам, которым, раз уж мы говорим про это, в январе исполнится, соответственно, 18 лет: читайте программу. Вы уже взрослые, вы учитесь в институте, вы способны осилить эту программу и понять, собственно говоря, что из этой программы станет частью вашей жизни в будущем — это самое главное. Я с ней эти разговоры веду.

Монгайт: То есть вы считаете, что, например, программа действующего президента реализовалась и, соответственно, ее стоило прочесть, потому что ему стоит доверять, поэтому и программа состоялась?

Знаете, я даже по-другому вам отвечу. Во-первых, я понимаю, что на вашем канале любой разговор, собственно говоря, о стабильности все равно интонационно рано или поздно приведет к застою, то есть я это понимаю. Но, с другой стороны, вы знаете, иногда стабильность можно рассматривать как возможность для развития и для открытия абсолютно неожиданных для тебя возможностей. Анна, знаете, о чем я думаю? Во-первых, программу, правда, надо было внимательно читать.

Монгайт: Вы читали?

Нет, и это моя большая ошибка. Я же вам честно сказала, что я впервые буду, собственно говоря, голосовать осознанно, я прям сяду и все эти программы прочитаю. И я считаю, что это наша всеобщая ошибка. Я не буду сейчас использовать простой журналистский штамп и задавать вопросы вам, коллегам: «Коллеги, а вы читали?». То есть я уверена, что большинство из нас ее не читало, и это наша ошибка. Давайте ее один раз прочитаем, и не только ее, а, собственно говоря, программы и других кандидатов.

Товкайло: Что прочитали? То есть вы сейчас что имеете в виду, что избиратель неправильно выбрал Путина в 2012 и в 2000, в 2004-м?

Нет, Максим, не домысливайте меня, просто в этом смысле, если домысливать вопрос, выбор между Владимиром Путиным и всеми остальными кандидатами для людей, которые реально верят в чье-то президентство, абсолютно очевиден в пользу Владимира Путина.

Монгайт: То есть программу можно было не читать все-таки?

Абсолютно очевидно, потому что он делает, потому что мы же живем в стране, которую строит президент Российской Федерации.

Монгайт: А сейчас зачем читать?

А сейчас, потому что мы переходим в тот этап, когда очень многие вещи будут меняться, Анна, меняться, я объясню, с какой точки зрения. Смотрите, моя любимая тема про роботов, то есть, казалось бы, где мы, где роботы, но в любом случае мы все равно будем частью мира, который будет автоматизироваться. Я не знаю как вы, но я своим детям дома всегда говорю: «Дети, конкуренция с каждым годом за рабочие места будет усиливаться». У меня дочка журналист, она планирует быть журналистом, учится на журналиста. Я говорю: «Ты окажешься в мире, в котором борьба за рабочие места будет гораздо более серьезной, нежели та борьба, через которую прошла я. Не факт, что выберут тебя, и для того, чтобы выбрали тебя, образование должно быть другим».

То есть, условно говоря, есть та система образования, в которой мы учимся, соответственно, не знаю, мне сложно опять задавать вам вопрос, сдавали ли ваши дети ЕГЭ, собственно говоря, по какой системе они поступили, но я через все эти этапы прошла. Я считаю, что, например, сейчас система образования может поменяться, может быть, так же считает и действующий президент, который представит свою программу. Он очень много говорит про Россию, устремленную в будущее, послушаем.

Товкайло: Вас послушать: образование должно меняться, видимо, плохое, здравоохранение вас тоже не устраивает, борьба за умы миллениалов — тоже. Видимо, власть проигрывает.

А почему, Максим, вы думаете, что если менять, то значит плохое? А вы не считаете, что время так быстро стало меняться, что просто некоторые вещи нуждаются в изменении, собственно, потому что время меняется.

Товкайло: Можно я отвечу на свой вопрос? А вы не считаете, что те люди, которые сейчас у власти, неспособны поменяться тоже?

Смотрите, давайте так, раз уж мы про миллениалов заговорили. Я в этом году была в Сочи на фестивале, вы, наверное, все слышали, что из 180 стран приехало 29 тысяч студентов. Если говорить о том, что никто не способен поменяться, я, например, на таких фестивалях никогда не была, то есть я вообще не ожидала, что такой фестиваль может быть, я вообще не ожидала, что такая дискуссия может быть. И вдруг я на ней оказалась. Честно вам скажу, я никогда никому не отказываю. Я всегда говорю: «Позовите, неважно, кто организует, 100 человек будет, 100 тысяч человек будет». То есть я хочу говорить про образ будущего, я хочу говорить с этим поколением о том, как мне кажется, какой есть опыт у меня, могу им передать, и как им нужно строить свою жизнь для того, чтобы чего-то добиться в нашей стране.

И впервые я оказалась, собственно говоря, на этом фестивале, я увидела очень активных молодых людей, я увидела как, условно говоря, определенная часть власти, тот же Саша Карелин, например, депутат, взаимодействует с этой молодежью. И, собственно говоря, какой-то глубокой дихотомии в понимании, условно говоря, поколения 50+ из тех, кто был у меня, например, на панели, и, собственно говоря, тех, кто их слушал, я не увидела. То есть одни прекрасно понимают, что у них есть и позитивный опыт, и негативный опыт, позитивный опыт они должны передавать, а, собственно говоря, для того, чтобы быть частью нового мира, им надо меняться — это из того, что я видела. Другие, сидя напротив, впервые поняли, что жизнь будет сложной, может быть, впервые, я не знаю, может быть, не впервые, ей придется сопротивляться, придется прикладывать больше усилий. Поэтому будет ли меняться власть, вы знаете, я вам единственное, что могу, Максим, на это сказать: iPhone 9 точно выйдет и iPhone 10 выйдет, и iPhone 25 выйдет.

Монгайт: Но это от нашей власти никак, к счастью, не зависит.

Абсолютно верно. Соответственно, будем меняться мы, понимаете, а власть состоит тоже из людей, возвращаясь к банальному примеру, и власть… почему все время говорят, что власть состоит из каких-то отдельных людей, которые прилетели на одном на каком-то определенном летающем корабле, и все одинаково никогда не будут меняться? Кто-то поменяется, а кто-то не поменяется.

Монгайт: А кто поменяется, как вы думаете? У вас есть некие предчувствия, это же уже совсем скоро должно случиться.

Ань, вы знаете, здесь я абсолютно не политолог и я не хочу выглядеть как метеобюро. Сейчас вы у меня спросите: «Тина, а завтра будет снег или дождь?». Я вам скажу: «Будет дождь», а будет снег. Я не политолог, Аня, я не знаю, я от политики очень далека. Я могу с вами только разговаривать языком человека, который читает какие-то новости и, безусловно, в рамках предвыборной кампании планирует, как я вам уже честно сказала, пойти прочитать программу и проголосовать осознанно, все.

Рубин: У меня есть вопрос, который меня ужасно интересует с точки зрения прогноза, не прогноза, если можно, хотя бы один прогноз ваш. Вы же знакомы, по крайней мере, я много читал о том, что вы виделись, как минимум, с тульским губернатором Дюминым. Как вы думаете, про него же ходит много слухов, что якобы он преемник. Человек, который был, можно сказать, охранником, можно сказать, адъютантом президента, может он быть преемником?

Начну по порядку, откуда я виделась, потому что виделась — это слово такое всеобъемлющее. Воспользуюсь эфиром, напомню всем, что мы проводим «Матч! Тренировки», соответственно, в рамках «Матч! Тренироок» в 2016 году мы, например, собрали 150 тысяч человек, а в 2017-м, год еще не закончился, у нас еще в Ярославле, к слову о ярославском губернаторе, предстоит тренировка, мы собрали под 430 тысяч человек в разных городах, где мы проводили эти тренировки. Собственно говоря, Тула была одним из городов, где прошла большая «Матч! Тренировка», на которой, кстати, губернатора не было. Он, к сожалению, в этот день уехал, и на тренировке мы так с ним и не увиделись.

Рубин: Но вы же общались.

Я не видела его на тренировке. Я его видела, если вы помните, я выкладывала даже фотографию в инстаграме, во время парада. Но у нас было короткое достаточно общение. Он человек бодрый, системный и то, что я увидела, такой, как вам сказать, так как у меня есть ряд товарищей, которые выбрали военную профессию, наверное, похожий на спортсмена в определенном смысле. То есть это люди волевые, для которых нет слова «не могу», есть слово «надо». Это единственное, что я могу дать, краткий комментарий/характеристику, соответственно, Алексею Дюмину, которого я не так хорошо знаю. То есть я его знаю, но я не могу делать такие выводы. Потому что, знаете, когда мы говорим о том, может ли тот или иной человек стать президентом, вы можете стать президентом, Ксения, вы можете, я могу? Наверное, любой может. Слушайте, жизнь так меняется. Когда-то, я не знаю…

Рубин: Нет, я не могу.

Как вам объяснить? Кто-то был когда-то актером, Рональд Рейган, а потом стал президентом. Казалось бы, может ли актер стать президентом? Мировая практика показала, что да. Вопрос, еще раз говорю, желания, вопрос ресурсов, вопрос человеческих качеств и вопрос, естественно, программы.

Рубин: Тогда про другое желание. Про вас писали, что якобы вас рассматривали на пост вице-премьера по спорту и молодежной политике.

Когда?

Рубин: Перед тем, как назначили, когда встал вопрос о вице-премьере по этой должности, и Путин сказал, что нужно ввести, Sports.ru писал, что вы рассматриваетесь. Кстати, во-первых, правда ли это или нет, и, во-вторых, коль мы уже говорим сегодня про миллениалов, если бы вы заняли такую должность, что бы вы изменили в молодежной политике?

Начну с ответа на первый вопрос, Миша. Про меня вообще много писали, а Sports.ru вообще про меня писал регулярно, поэтому здесь тоже, знаете, наверное, надо же руководствоваться фактами. Про меня столько чего пишут, что, собственно говоря, каждый раз опровергать любые слухи и домыслы — и я с ума сойду, и людей я с ума сведу. Поэтому если есть конкретные факты, я с удовольствием их прокомментирую.

Возвращаясь ко второй части вашего вопроса, что бы я сделала. С точки зрения молодежной политики, единственное, что я могу вам сказать, что я и тогда на фестивале сказала, и сейчас повторюсь. Этого общения его очень не хватает, причем неважно, кто эти мероприятия и в каком масштабе организует. Я, знаете, была возможность поездить по миру, и я, когда, например, ездила и оказывалась частью каких-то молодежных мероприятий, вы знаете, меня всегда поражало то, что там ты заработаешь первые 10 рублей — и сразу появляется книга о том, как ты заработал первые 10 рублей, ты читаешь лекцию о том, как ты заработал первые 10 рублей. То есть любой успех на Западе всегда очень сильно тиражируется и превращается в кейс для того, чтобы его мог потреблять любой другой молодой человек. У нас этого очень не хватает, как мне кажется, и этого разговора нет. У нас нет тедкома, у нас нет таких регулярных площадок, где, собственно говоря, успешные ребята, которым сегодня плюс-минус 30 исполнилось, приходят, делятся своим успехом и вовлекают в это молодежную аудиторию. Мне кажется, что...

Болецкая: То есть недорабатывают по пиару?

Нет, не то что, Ксения, недорабатывают по пиару.

Болецкая: Цели не задают, идеалов не создают, примеров, за которыми стремиться?

Нет, наверное, пока еще огромной даже не то что работы, а как бы это сказать точнее, что ли, очень хочется, Ксения, чтобы для разных групп населения были разные кейсы, не хочется это английское слово использовать, но тем не менее, были разные способы, возможности. Первое — герои, которые их будут вести, а второе — возможности себя раскрыть, социальные лифты. То есть молодежная политика, в первую очередь, она для чего? Для социальных лифтов, чтобы она инициировала социальные лифты, создавала социальные лифты, и тем, кто в этот лифт сядет, давала возможности.

Рубин: Но про героев, я помню, еще Василий Якеменко, возглавляя Росмолодежь, пытались выработать эту линейку, а так и не получилось.

Слушайте, я могу вам сказать. Я сама была там потрясена, я никогда эту историю, например, не слышала. Мы когда на фестивале были, у меня была панель как раз о героях, значит, лидеры общественных мнений, соответственно, как вдохновлять. Будете смеяться, сидит Лена Исинбаева, понятно, Саша Карелин, Лена Исинбаева, Алина Кабаева впервые была на панели и, понятно, что мне даже как журналисту интересна ваша история. Я Исинбаевой говорю: «Лен, вы знаете, я очень боюсь высоты, я даже представить себе не могу, что я со второго или с третьего этажа возьму и сверху вниз спрыгну». То есть я живой головой, в светлом уме и в трезвом состоянии никогда в жизни. Я говорю: «Я один вопрос вам хочу задать: вы снизу вверх как прыгаете?». И, например, ее рассказ о том, что этот человек испытывает, когда находится в секторе, и как он на это идет, вы же понимаете, что в этот момент может быть олимпийский рекорд, а может быть травма, которая оставит инвалидом на всю жизнь, fifty-fifty.

Рубин: Но это не история для линейки героев.

А как? Когда ты сидишь и понимаешь, что перед тобой сидит человек, который младше тебя, она младше меня, и он тебе рассказывает про то, что он в своей жизни совершал такие поступки. Да, карьера, да, спортсмены, да, профессиональные, да, у них нет другого выбора, да, они этот путь выбрали, но все равно я понимаю, что я здесь сижу, я вряд ли с этого стула упаду и вряд ли останусь калекой на всю жизнь, надо очень постараться. А тут на тебя весь мир смотрит, и ты реально понимаешь, что ты можешь стать или суперпобедителем, или стать калекой на всю жизнь.

Монгайт: Так что, Исинбаева является героем молодежи? Извините, что я возвращаюсь к Навальному, просто вы сказали, что Навальный оказался героем молодежи просто потому, что он отлично пользуется ютьюбом, а Исинбаева вроде бы действительно совершает невозможное, а при этом героем молодежи, наверное, не является.

Аня, а откуда мы это знаем? Это опять наши ощущения, в данном случае ваши.

Монгайт: А вы как думаете?

Там ее, не знаю, не отпускали. Там молодежь ее не отпускала, пожалуйста, 180 стран, понятно, что они ее знают, потому что, наверное, они ее гуглили, смотрели, видели ее выступления, 29 тысяч человек. Первый раз, когда первая панель у меня была, она была полностью забита, на второй панели пришлось открыть двери, на третьей...

Монгайт: К вам пришли?

Нет, я здесь, конечно, хочу этот комплимент принять и сказать: «Да, Аня, они, конечно, пришли, потому что я такая прекрасная». Нет, конечно. Там Карелин держал зал так, там просто реально молодежь от Карелина не могла отстать.

Монгайт: Попробовали бы они уйти от Карелина.

Он вообще оказался, я, кстати, его для себя открыла, у меня не было опыта интервью с Карелиным, то есть, например, с кем-то у меня был опыт общения, а с кем-то не было. Он отличный спикер и он один из немногих спикеров, кто очень иронизирует над собой. А так как молодежь это очень ценит, но он там, допустим, рассказывает: «Мне, - говорит, - отец всегда говорил: слушай, ты знаешь, что, дорогой Саша, нам в семье, пусть даже сильный, но дурак не нужен, поэтому надо учиться». То есть, еще раз повторюсь, заканчивая ответ на ваш вопрос, мне этого не хватает. Я очень много смотрю, опять, не хотела сегодня про это говорить, вы меня на этот разговор вывели, я очень много смотрю западного телевидения, я сижу на тедкоме. Ничего хорошего в этом нету, потому что я с удовольствием буду сидеть на каком-то ресурсе, где будут наши, и где будет как-то системно собран контент о том, как кто-то чему-то научился, кто-то чего-то добился. Я в этом смысле человек очень конкретных поступков.

Болицкая: Но для этого надо, чтобы этим кто-то занимался на государственном уровне, если использовать эту формулировку.

Мы с Михаилом проговорили, чего мы ждем, собственно говоря, от человека, который будет руководить молодежной политикой нового времени.

Болецкая: Хорошо. А конкретный вопрос: вам кто-то делал когда-то предложение перейти на работу в блок правительства, заниматься спортивной политикой? Конкретный вопрос: кто-то делал предложение?

Нет, никогда. Потому что, отвечу, для того, чтобы перейти на работу в правительство и заняться этим блоком, нужно иметь опыт работы в госструктурах. И он, если я не ошибаюсь, составляет то ли четыре года, я сейчас не хочу выглядеть неподготовленной, я не знаю, посмотрите потом, для того, чтобы начать работать...

Товкайло: Тина, я вам сразу могу сказать: это необязательно решение председателя правительства или президента, вы можете любую должность…

Да ладно, Максим? Я как раз не знала. А есть такие, а можно вопрос: реально просто кто?

Товкайло: Слушайте, министр экономического развития Максим Орешкин — бывший банкир, а до этого был...

И у него не было никакой опыта работы в госструктурах?

Товкайло: Никакой абсолютно. У меня вопрос: а «Матч ТВ» — это история успеха?

Это история вызова. Как можно говорить об успехе, если нам всего два года вчера исполнилось? Конечно, в каких-то вещах, безусловно, для меня и для команды, которая два года провела на этом канале, есть безусловный успех, есть безусловная зона для того, чтобы сказать себе: «Слушайте, нам это удалось», но говорить об успехе — это значит говорить о том, что все, мы в точку X пришли и, собственно говоря, дальше вниз. Нет, там только наверх и наверх, и для этого нужно прикладывать неимоверные усилия, и много чего должно совпасть.

Товкайло: Как вы там оказались вообще? Вы же, да, спортивный человек, но вы не болельщик. Кто вас туда позвал?

Телевизионный продюсер. Меня Дмитрий Николаевич Чернышенко позвал.

Товкайло: И вы сразу согласились?

А вы видели какого-нибудь телевизионного продюсера, которому предложили бы в нашей стране делать канал, и он бы сказал: «Нет, я не пойду»?

Товкайло: А как он вас убедил?

Болецкая: Нет, подождите, откуда он о вас узнал?

Отвечу. Мы с ним встречались по совсем другому вопросу, и я ему делала одно предложение и, собственно говоря, предложение он это не принял, которое я ему делала, и предложил, соответственно, мне, как раз в этот момент вся история с «Матчем», видимо, и начиналась. Я не буду, опять-таки, лукавить, Максиму говорить, что вы знаете, я так долго думала. Я сразу позвонила нескольким людям, собственно говоря, из команды, которая в последствии пришла на «Матч», так, собственно говоря, первый звонок был Наташе Билан, дальше — Наташе Коротковой, Юре Фролову, не знаю, насколько эти имена надо говорить, но я перечислю, раз уж есть возможность, Слава Клевцов, тот же Симони, который строил декорации. И все, и мы буквально...

Рубин: Обычно другие имена называют, конкретное одно.

Вы знаете, честно, я эти имена называла и когда мне дали «Тэффи» за детали, я эти имена называю спустя практически лет 15, повторяю эти имена. Потому что телевидение — это огромная командная работа, и здесь это пафосно, наверное, очень звучит, что нет команды — нет телевидения, но, правда, нет команды — нет телевидения, потому что на телевидении люди по-прежнему все-таки работают не за деньги.

Болецкая: А Дмитрий как вам объяснил? «Тина, я зову вас занимался этим, потому что…»? Просто обычно в спорт зовут, скорее, мальчиков, чем девочек, к тому же, вы потом сами поняли, что с девочками в спорте сложно. Он же как-то должен был вам сказать: я тебя зову, потому что, потому что, потому что?

Потому что, во-первых, Ксения, вы не забывайте, я отвечаю за околоспортивный контент — это абсолютно телевизионный жанр. То есть так как опыт телевизионного продюсирования у меня был, с этим никаких проблем не было, а дальше, собственно говоря, 70% нашего канала составляют трансляции, и там огромный коллектив, который, собственно говоря, составляет, ткет сетку этого канала. Поэтому я отвечаю за околоспортивный контент. Этот околоспортивный контент весь делался по законам обычного телевидения и, собственно говоря, сложности в том, чтобы по законам обычного телевидения делать околоспортивный контент, мне не представлялось.

Болецкая: То есть там был разговор в стиле: давайте вы сделаете из спорта шоу?

Нет, Ксения, там был разговор о том, что будет делаться большой канал, и, собственно говоря, этот канал будет состоять в большинстве своем, безусловно, из трансляций, но дальше нужно было придумать, что же мы будем смотреть до трансляции и что же мы будем смотреть после трансляции. Потому что, как вы понимаете, телевизионный зритель на открытом федеральном спортивном канале, будучи мужчиной, естественно, хочет эмоций. Но опять, не буду к журналистским штампам прибегать и у Миши с Максимом спрашивать: «Мужчины, скажите, а вы смотрите полотно спортивного федерального канала сплошняком?». Вы же не смотрите сплошняком, правда же?

Почему? Потому что мы, например, провели такой эксперимент: мы посмотрели, что делают мужчины даже после самых крутых матчей. После самых крутых матчей они максимум смотрят аналитику и переключают на кино, дальше они переключают на новости, дальше они переключают на документалистику. И мы, естественно, в первую очередь, приступили к созданию архива, которого абсолютно не было, телевизионного контента, который начинается с документальных программ и заканчивается, простите меня, форматными программами.

Собственно говоря, 5 ноября у нас впервые в эфир выйдет программа, формат для которого мы купили. Это формат футбольных кошмаров — это западноевропейская программа, в которой Саша Кержаков дебютирует, и которая впервые выйдет на телеканале «Матч ТВ» уже форматная. Дальше уже начались документальные фильмы, дальше начались программы: «Культ тура», «Нефутбольная страна», «Передача без адреса», «Кто хочет стать легионером?», «Бой в большом городе» и так далее. Это абсолютно телевизионная работа телевизионного продюсера.

Болецкая: Я просто к тому спрашиваю, потому что вам же часто предъявляют претензии, что сегодня «Матч ТВ» не показал какую-нибудь футбольную лигу. Я правильно понимаю, что на самом деле претензии не по адресу, потому что из вашего ответа следует...

Командная: Ксения, хочется мне на это ответить.

Болецкая: Из вашего ответа следует, что, собственно, ваша-то работа — это все, что за пределами спортивных трансляций, рядом с ними, обвязки, что называется, если я правильно использую термин и так далее?

Командная: Но при этом совсем недавно на канал «Матч ТВ» пришли специалисты из Comedy Club Production, которые тоже должны заниматься околоконтентом. Как вы делите сферы влияния сейчас и чем вы занимаетесь, если они этот околоконтент на себя перетянули?

Возвращаясь, начну с вас, дальше отвечу Маше. Во-первых, наверное, футбольные болельщики, я так предполагаю, недовольны тем количеством футбола, который мы показываем.

Товкайло: Я доволен.

Столько футбола никогда не было на открытом федеральном канале, правда же?

Товкайло: Столько — да, это правда.

Поэтому здесь вопрос считаю снятым. Маша, вы же знаете как, собственно говоря, организован холдинг. В холдинг развлекательного телевидения входят многие каналы, начиная с «Пятницы», заканчивая «ТВ3». Мы вошли в холдинг развлекательного телевидения, для меня это большая радость, потому что, собственно говоря, я в самом начале, как вы помните, мы про это с вами много говорили, говорила о том, что будущее — за развлекательным телевидением вокруг, собственно говоря, спортивных трансляций. Здорово, что, собственно говоря, мы все то, что называется, в данный момент на same changes.

Монгайт: А скажите, пожалуйста, а Путин смотрит «Матч ТВ», ничего неизвестно по этому поводу?

Слушайте, но вы прям все-таки хотите меня сделать сотрудником «Метео-ТВ». Анна, откуда я это знаю?

Монгайт: Вы метеоначальник, вы должны догадываться.

Товкайло: Просто есть слух, что в сетку утреннего вещания все, что связано с единоборствами, вы ставите исключительно ради главного телезрителя, потому что он просыпается примерно в 10, идет в бассейн, тренажерный зал, занимается какими-то делами и может включить телеканал «Матч ТВ», случайно или нет, и посмотреть то, что ему приятно. Это так?

Конечно, не так. Более того, если бы вы обратили внимание, мы и днем очень много ставим боев, и бокса. Почему мы ставим? Потому что спорт в премьерном показе, определенные виды спорта, я могу, если вам интересно, их перечислить, они дают достаточно высокие цифры, несколько видов спорта. В повторе, к сожалению, эти цифры просто вообще несравнимы, они мгновенно падают, даже если речь идет о матче в Лиге чемпионов или в Лиге Европы. Бои и бокс — это один из немногих видов спорта, который в повторе может дать цифры выше, чем, собственно говоря, премьерный показ. Поэтому регулярно каждый день в эфире телеканала «Матч ТВ» идут бои. То есть, условно говоря, если мы готовимся к какому-то событию, например, мы понимаем, что мы будем показывать бой Саши Поветкина, мы даем все бои, которые были в течение 10 лет у Саши Поветкина, и это, говоря телевизионным языком, один из самых амортизируемых спортивных контентов.

Товкайло: Может быть, сделать «Боец ТВ», а не «Матч ТВ»?

Он есть, платный,.

Товкайло: Вывести его на федеральный уровень, если такие проблемы у «Матч ТВ» с рейтингами?

Максим, так как я в целом не отвечаю за трансляции, не хотелось бы углубляться в этот разговор, но если коротко, отвечу. Все дело просто в том, что мы же понимаем, что спорт по-разному популярен в нашей стране или разный спорт по-разному вызывает интерес. А мы — открытый федеральный спортивный канал, мы стараемся показывать весь спорт в своем разнообразии. Но в то же время, так как у нас есть понятные задачи, как у открытого федерального спортивного канала, мы все-таки как-то пытаемся нивелировать за счет высокорейтингового спорта и давать возможность развиваться низкорейтинговому спорту. Я ответила на ваш вопрос?

Монгайт: У меня есть вопрос про низкорейтинговый спорт. Скажите, пожалуйста, я знаю, что «Матч ТВ» снимает акробатический рок-н-ролл. Слышали ли вы, что одной из российских звезд акробатического рок-н-ролла является дочь президента Путина, которая известна как Екатерина Тихонова, и доходили ли до вас эти слухи? Все-таки она спортсменка, а вы занимаетесь спортивным каналом.

Понимаете, в чем дело? Безусловно, я, как и вы, читаю прессу. То есть, условно, слежу ли я за всеми спортсменами, в том числе и в акробатическом рок-н-ролле, было бы неправдой. Мы его показывали в таком же количестве, в котором, условно говоря, показываем другие виды спорта. То есть никаких особенных показов, но если вы смотрите, Аня, «Матч ТВ», у нас не было. То есть с этой точки зрения не следила.

Болецкая: А что там было с рейтингами у акробатического рок-н-ролла?

А вы знаете как? Во-первых, мы в большей степени акробатический рок-н-ролл, если вы обращали внимание, давали в форме дневников — это немного другой жанр. А дневники они стабильно, так как они очень небольшие и они раскиданы по сетке канала, там была хорошая серия, когда дневники были международными, их очень хорошо смотрели, но это маленький формат, который, собственно говоря, правильно расставляешь по сетке, их очень хорошо смотрят. Тяжело, знаете, с чем? Тяжело с теннисом, условно говоря, это же понятно.

Болецкая: Почему?

Потому что очень долгое зрелище, потому что долго все идет, Ксения. Идет долго, непонятно, где начало, где конец для телевизионного зрителя, который привык смотреть открытый общедоступный федеральный канал по законам обычного телевидения, это же не платный канал, в платном-то все равно. Поэтому тут проблемы, проблемы, когда сетка, собственно говоря, рушится на глазах, если дают дополнительное время, тогда проблемы, а когда дневники в эфире телеканала, никаких проблем там нет.

Командная: Тина, поправьте меня, пожалуйста, насколько я знаю, у вас контракт генерального директора «Матч ТВ» истекает во второй половине…

Болецкая: Генерального продюсера. Все поправили сразу Машу.

Командная: Генерального тренера «Матч ТВ» истекает во второй половине следующего года. Планируете ли вы дальше заниматься спортивным телевидением и вообще какие у вас планы после «Матч ТВ», или вы?..

Товкайло: Или все-таки вице-премьером станете?

Командная: Или «Матч ТВ» — это проект на всю жизнь?

Я вам честно скажу. У меня такого горизонта планирования, что я буду делать в ноябре 2018 года, Маша, честно вам скажу, нет.

Монгайт: Но контракт заканчивается?

В октябре 2018 года, да. Но я точно могу вам сказать, к слову о том, что вы у меня и в начале программы спросили, и сейчас спрашиваете о том, чем я планирую заниматься. Интереснее, чем заниматься контентом, собственно говоря, для меня ничего не представляет больший интерес. Я, конечно, хочу заниматься контентом, я хочу заниматься разным контентом, мне интересно продюсирование контента в той или иной форме. И я, собственно говоря, этим профессионально занимаюсь, у меня 5 ноября будет, собственно говоря, юбилей — я на телевидении с 17 лет, считайте, 5 ноября, 10-го мне будет 42, уже даже страшно считать, я всю жизнь занимаюсь одним и тем же. Я телевизионная ведущая, я телевизионный продюсер, я продюсер программ, которые я вела, я продюсер программ, которые я не веду. Теперь я продюсер канала, собственно говоря, на котором я тоже не веду.

Монгайт: Которому вот-вот два года, да?

Да.

Рубин: Давайте тогда поговорим о том, чем вы занимались раньше. Все-таки, мне кажется, не настолько уж всегда одним и тем же. Знаете, есть вопрос, который меня очень давно волнует, который мне очень давно хотелось вам задать. Одно из таких настоящих явлений в нашей политике — это блог Рамзана Кадырова в инстаграме. Можете рассказать, как это все было придумано? Этот же стиль, его используют, в том числе, многие мои знакомые.

Монгайт: Можно я спрошу? А все подписаны на блог Рамзана Кадырова? Все.

Рубин: Кто не подписан? Кто это вообще придумал? Это вы придумали? Как это вообще воплощалось в жизнь? Это же отличная находка.

Придумала не я. Я Рамзану Кадырову, в том числе как и Филиппу Киркорову, в том числе, кстати, как когда-то Ксении Анатольевне Собчак, в том числе как Рустаму Нургалиевичу Минниханову и очень многим другим людям в нашей стране, с которыми я общалась, когда-то сказала о том, что за соцсетями будущее. Это правда, Миш, то есть здесь я ко многим подошла.

Рубин: Это когда вы ему сказали? Ну примерно.

Вы знаете, много лет назад. Вот когда, собственно говоря, не инстаграм… Он начал тогда интересоваться интернетом. Я вообще начала разговор с того, что можно информацию добывать как бы собственными возможностями, соответственно, гугля или забивая в яндексе интересующие тебя темы. С этого всё и началось.

Рубин: То есть он до этого… Извините, что перебиваю.

Я не знаю, Миша. Я просто была очень увлечена. Это знаете какой период? Это период «Нереальной политики». Ну, считайте, сколько лет прошло. Тоже, наверно, где-то уже десять. То есть тогда я была увлечена, тогда я, собственно говоря, выносила мозг всем. Я сейчас хочу вспомнить, я даже Глебу Павловскому твиттер открыла. То есть это даже не смешно, если сейчас собрать всех этих людей вместе, они очень сильно отличаются друг от друга. Я сейчас боюсь сказать, открыла ли я твиттер Фадееву.

Я приходила, так как я была очень увлечена и мы тогда увлекались, собственно говоря, созданием впервые программы в интернете по законам интернета, в отличие от телевидения большого, с которого я ушла. Я, соответственно, ко всем приходила и пыталась визионерствовать со словами «А будущее за твиттером», «А будущее за инстаграмом» и так далее, и тому подобное. Кто-то меня посылал, Миша, кто-то говорил, что я совсем ку-ку. А кто-то ко мне прислушивался.

Вот как раз Рамзан Ахматович ― тот случай, когда он меня услышал, и потом через какое-то время я поняла, что у него профессиональная команда местных ребят занимается. Я не знаю, некоторые говорят, под руководством Альви Каримова, не знаю, не под руководством Альви Каримова. Я думаю, что Рамзану Кадырову, кстати, этот вопрос можно задать. Меня поражает, почему все всё время задают этот вопрос мне и ни разу никто не спросил у него. Я уверена, что он очень быстро ответит на него.

И они стали очень профессионально заниматься этим контентом. И в какой-то момент стало понятно, что есть СМИ, которые создают свой образ Рамзана Кадырова, есть Рамзан Кадыров, который абсолютно спокойно и уверенно создает свой образ через свои средства массовой коммуникации, то есть соцсети.

Рубин: То есть «Апостол» не имел отношения.

Никогда, Миша, правда. Я вот на этот вопрос отвечаю практически каждый день, он меня уже даже, знаете, не тревожит, не дергает. Никогда «Апостол» правда не занимался Рамзаном Кадыровым.

Болецкая: А что случилось с «Апостолом» в итоге? Раз упомянули. Это же огромный был бизнес. Казалось, что огромный бизнес, представляется такое одно из лидирующих агентств. И потом ушло в пустоту. Что происходит?

Отвечу. Во-первых, там всё равно, если уж есть возможность, не могу не сказать, что многие бренды, начиная от «Ростеха», заканчивая, собственно говоря, тем же «Калашниковым», созданы в «Апостоле», многие люди вышли из «Апостола» и даже продюсер вашей программы вышел из «Апостола».

Ксения, тут честно вам скажу, что, наверно, успех «Апостола» во многом был, естественно, связан с фигурой моего мужа, который оттуда ушел давно, как только перешел на работу в «Ростех», ну и со мной, пока я была там, потому что всё равно большинство людей даже сейчас, не поверите, когда начинают говорить со мной о некой консультации, я, понятно, всем сразу объясняю, что основное условие моего прихода на телеканал «Матч ТВ» было, что я уйду из бизнеса. Я ушла, соответственно, из бизнеса, я сдержала тогда слово и больше к коммуникационному бизнесу не возвращалась.

Болецкая: То есть вы не вырастили там такую команду, которая могла бы вас хотя бы в чем-то заменить или поддержать имеющиеся контакты?

Ксения, это очень справедливое замечание, потому что я сама в своей дальнейшей менеджерской деятельности всегда считаю, что должен быть не просто второй пилот. Должен быть второй пилот, третий пилот и четвертый пилот. Но это, наверно, моя проблема, с одной стороны, с другой стороны, наверно, моя особенность. Всё равно люди, которые контактируют со мной изначально, хотят контактировать со мной. Я даже сейчас с этим сталкиваюсь, Ксения. Мне говорят: «А давай вот ты будешь». Я говорю: «Я не буду, я не могу, я больше не могу».

А люди всё равно хотят, потому что им кажется, что если это я, значит, это точно будет очень хорошо. Я говорю: «Да нет, не обязательно, чтобы это был известный человек». Ну, вы стереотип этот знаете в коммуникационном бизнесе. И многие коммуникационные бизнесы держались на именах. Как только это имя отходит, соответственно, и уровень меняется.

Болецкая: Окей. Мне кажется, примерно через полгода примерно после того, как вы ушли на «Матч ТВ», всё, практически компания стала банкротом.

Скажем так, это тяжело, да.

Болецкая: Это так?

Нет, она не стала банкротом пока, поэтому я бы не хотела про это сейчас говорить. Но она, естественно, стала сокращаться, мы стали проводить сокращения. То есть, естественно, мы её стали высушивать, говоря языком бизнеса, потому что стало понятно, что, условно говоря, без меня той широкомасштабной работы, которая велась, не получится.

Мне очень больно про это говорить и тяжело, потому что, ещё раз повторюсь, вот сейчас уже, например, я этот опыт очень сильно учла с командой. То есть ты когда что-то строишь, ты должен сразу понимать, что ты рано или поздно оттуда уйдешь. И когда ты уйдешь, после тебя должна остаться команда, которая будет всё делать лучше, чем это делалось с тобой.

Командная: Тина, а в чем причина массовых сокращений на «Матч ТВ»? Потому что на «Матч ТВ»-то вы есть.

Здесь опять, говоря языком корпоративного менеджера, я должна отвечать только за то, за что отвечаю я. Я авторизована отвечать за, собственно говоря, околоспортивный контент, о котором много, Маша, могу сегодня рассказать. За финансово-хозяйственную деятельность телеканала «Матч ТВ», точнее, субхолдинга «Матч ТВ», я ответственность не несу. Поэтому по корпоративным правилам я это не должна комментировать.

Я это и не комментирую. Тут есть два варианта, Маша: или, собственно говоря, добиться того, чтобы комментировали авторизованные для этого спикеры, или добиться, как всегда, разрешения у пресс-службы, чтобы комментировала я. Я полноценно ответила?

Болецкая: В ваших полномочиях, можете ли вы сказать, вот ваш бюджет на этот год сократился, которым вы оперируете?

Вы знаете, он…

Болецкая: Я зашла хитро.

Нет, вы не хитро зашли. Я тут же подумала о том, что очень многие программы, которые мы производим, по цене соответствуют программам, которые производятся на телеканале Дождь.

Болецкая: Так.

Не знаю, порадует это здесь всех или нет.

Монгайт: Интересно, какие программы?

Рубин: Это сейчас очень интересно, да.

Я вижу, собственно говоря. Я же из телевизионного производства. Так как мы делали программу для интернета, соответственно, я в принципе могу оценить даже сегодняшний эфир. Поэтому я приблизительно, глядя на то, что делает телеканал Дождь, понимаю, сколько в среднем может стоить ваша программа.

Он небольшой, Ксения, скажем так. Это очень небольшой процент от стоимости телевизионных трансляций. Это единственно, что я могу вам сказать. Очень небольшой.

Болецкая: Стал ли он меньше?

Вы знаете, повторюсь: он утвержден, он точен, он соответствует той цифре, которая была утверждена в рамках годового бюджета. И да, там ещё есть, куда двигаться, потому что мы его даже на половину ещё не исчерпали.

Монгайт: Я хотела бы вернуться к эпохе «Апостола». Расскажите, пожалуйста, ваши контакты, тесные контакты с компанией «Ростех» вам как-то в дальнейшей вашей продюсерской деятельности помогали? И вообще связи, например, с господином Чемезовым. Это может как-то сыграть на вас в дальнейшем?

Давайте так, Аня. Мой муж, собственно говоря, один из самых открытых, наверно, современных менеджеров. Вы знаете, что он с удовольствием общается с журналистами, и никакой проблемы в том, чтобы его пригласить и задать ему любые вопросы по поводу «Ростеха», я не вижу.

Монгайт: Я же про вас говорю. Помогало ли это вам? С мужем-то, я уверена, всё в порядке. Да.

Помогало, вы знаете, в рамках «Апостола» и в рамках того, какие бренды мы делали, безусловно, у меня возникло большое количество контактов с людьми, с которыми я никогда не контактировала в своей телевизионной деятельности.

Монгайт: А для вас как топ-менеджера большого телеканала это же важнейшие связи.

Вы знаете, как? Наверно… Сегодня у нас было большое мероприятие, на котором неоднократно моя коллега Наташа Билан говорила, что я самый дорогой… нет, не самый дорогой, как-то она очень смешно сказала по поводу того, что я самый крутой VIP-редактор по гостям.

Помогло с точки зрения того, что, безусловно, я самый крутой редактор по VIP- гостям. И безусловно, когда мне что-то надо как продюсеру получить и добиться в рамках того, чтобы… Давайте честно скажу: когда хочется что-то снять, а там сложности, затруднения, это нельзя снимать сейчас, это можно снять попозже, а мне надо сейчас, безусловно, все те контакты, которые у меня наработались за время работы в «Апостоле», я использую. Я и Рустаму Нургалиевичу звоню Минниханову, когда мне что-то надо. И Рамзану Кадырову, безусловно, позвоню, когда нам что-то надо.

Товкайло: Например?

Например, мы снимали, в прошлом году пошли в такую достаточно зыбкую зону, но мы приняли решение и решили это сделать. Мы захотели снять фанатов. Мы сняли вообще очень большой интересный цикл «Хулиганы», очень интересный, сравнивали фанатов с фанатами, собственно говоря, прошли англичане, как они, пройдя через огромное количество беспорядков, сумели перевести всё-таки футбол при всей своей ажитации и одержимости в семейное зрелище, и, собственно говоря, как у нас.

И мы решили потом следующим этапом ближе к Новому году снять песни, чтобы, соответственно, настоящие футбольные фанаты спели для телеканала «Матч ТВ». Сейчас, так как, я подозреваю, вы как мужчина любите спорт и, наверно, смотрите футбол, вы понимаете, что такое договориться с фанатами, чтобы эти фанаты спели для телеканала «Матч ТВ». То есть, во-первых, какое доверие надо было заслужить, во-вторых…

Товкайло: Через Рамзана Кадырова, безусловно, они споют.

В случае с «Ахматом» ― да. В случае с «Ахматом», вы знаете, это не просто так. Там, условно говоря, он сам вовлечен безумно в свою спортивную жизнь и, соответственно, фанаты ему за это благодарны. Вы были в Грозном?

Товкайло: Не был, к сожалению.

Съездите, я сейчас не шучу, без иронии, потому что с точки зрения инфраструктуры это заслуживает уважения. То есть если сравнить Грозный, с которого всё начиналось… И со спортивной инфраструктуры.

Командная: Нет, я не была там.

Потому что коллеги были, я сейчас вспоминаю, с кем же вместе мы там были.

Командная: Да, мне рассказывали.

Начиная от Миши Решетова, заканчивая Машей Орзул, мы неоднократно летали во время каких-то мероприятий, в основном боксерских поединков или, собственно говоря, футбола. Там такая инфраструктура выстроена, что, конечно, они ему благодарны, потому что теперь есть возможность на спорт ходить каждые выходные.

Возвращаясь, да, к тому, что там надо было снять очень быстро, времени было очень мало и как-то хотелось как можно экономически скромнее потратиться на этот проект, естественно, я всех просила и задействовала. Дальше, собственно говоря, часто бывают какие-то вещи, технические чисто, что надо здесь, сейчас и тут снимать. А здесь нельзя, надо получить разрешение. Здесь кто-то ждет, здесь кто-то ответственный, он отъехал, приехал.

Ну, мне вам рассказывать о том, как делается продюсирование? Естественно, я всем подряд начинаю звонить со словами «Помогите», потому что как телевизионный продюсер я, конечно, привыкла к формату, что невозможных вещей нет. Знаете, когда Мейвезера привозили, я его преследовала. Мы до Макгрегора дорвались, мы Федора Емельяненко уговорили на то, чтобы он, абсолютно закрытый телевизионно человек, очень тяжело соглашается на съемки его именно жизни, что мы его как бы стали снимать, сопровождать, начиная от Японии, заканчивая Осколом.

Тот же, например, Саша Кержаков ― он очень, как бы вам сказать… С одной стороны, он оказался очень хорошим телевизионным ведущим, 5 ноября вы эту премьеру увидите. С другой стороны, не очень привыкшим к такому тотальному вниманию, точнее, не очень любит это тотальное внимание.

Товкайло: Не креатура Алексея Борисовича Миллера, фаната «Зенита»?

Саша?

Товкайло: Да.

Вообще нет.

Товкайло: Как он вообще, футболист, про футболистов ходят байки, что они не могут двух слов связать, а тут бах ― и ведущий.

Я не знаю. Наверно, это может быть не совсем корректно, потому что это частная переписка, но раз уж мне много таких вопросов задают, я сейчас вам зачитаю переписку вчерашнюю.

Мне вчера пишет Женя Алдонин: «Тина, как тебе вчерашний эфир? Волевая победа армейцев». Мы переписываемся, соответственно, когда армейцы победили. Я говорю: «Привет. Ну как дела? Вы суперфартовы». Он мне отвечает: «Всё отлично, я знал, что фартовы, но что настолько, даже я не понимал».

Товкайло: Надо объяснить, что Евгений Алдонин ― это бывший футболист сборной России.

Да. «До матча давал армейцам максимум ничью». Я говорю: «Слушайте, Женя, но это же мы с вами вместе». Он говорит: «Согласен, надо продолжать в том же духе, пока фарт на нашей стороне».

К чему я эту переписку вам привожу? Когда я, соответственно, пришла на спортивное телевидение, это большая часть моей работы, естественно, я как телевизионная ведущая и телевизионный продюсер привыкла к тому, что на том телевидении, на котором я работала, у нас были контакты, супер-записные книжки, налажены контакты вообще со всеми, и всех в любое время, в любую минуту дня и ночи можно было начать терроризировать для того, чтобы заполучить для реализации того или иного проекта.

А дальше ― Маша свидетель этому ― было предубеждение: очень мужская среда, кого-то я не знаю, кому-то я вообще по жизни максимум просто не нравлюсь, потому что я есть. И я, что называется, шаг за шагом, постепенно, очень системно начала выстраивать контакты со всеми людьми, кто потенциально имел телевизионную, скажем так, специфику и вероятность.

Дорассказываю, то есть Саша Кержаков, я вас понимаю, вы хотите сказать, что раз Кержаков из «Зенита», соответственно, поэтому его рекомендовали и взяли. Да нет же! Там был Карпин, там был Кержаков, у меня в разработке был Аршавин, у меня в разработке… Алдонин ― у нас только-только начало завязываться. У меня в разработке был Булыкин. Мостовой, вы сами знаете, сам пришел и сам хотел.

То есть у меня был список людей, ― Максим, сейчас, извините меня, ― которые просто физиологически, антропологически и, собственно говоря, артикуляционно были способны и имели какие-то задатки для того, чтобы стать телевизионными ведущими. Потому что все эти слова о том, что «А где же Гари Линекер?», наталкивались на то, что две-три симпатичные девушки, Мария, у нас были в спортивной журналистике, а с ведущими большая проблема. Поэтому и Жека Савин.

У нас что ЦСКА, что, простите меня, «Спартак»… То есть я везде искала. Я пришла ко всем, соответственно, и руководителям клубов, и владельцам клубов и сказала: «Ребята, если кто-то заканчивает карьеру, если кто-то травмирован, если вы понимаете, что у них есть какой-то навык, но они не хотят со мной, вы нас как-то сведите, а дальше я с ними поговорю».

Товкайло: Звезды.

Конечно. Я бегаю за Березуцкими не первый год и буду продолжать бегать за Березуцкими.

Товкайло: Не рестораторы, а футболисты.

Монгайт: Это дело неблагодарное, я уже поняла.

Конечно.

Болецкая: Пока не убежали мы далеко от «Ростеха», ведь история с «Ростехом», одна из медийных, была связана с RTVI, потому что очень упорно рассказывали, что RTVI финансируется Чемезовы. Вы что-то про это знаете?

Вообще ко мне эта история не имеет отношения.

Болецкая: То есть вообще. Ну как же? Муж должен же что-то знать, нет?

Вообще, Ксения, как я вам уже и сказала, мой муж ― один из самых открытых медиаменеджеров.

Монгайт: Мужу мы обязательно тоже позвоним. Хорошо, у меня есть другой вопрос.

Позвоним или пригласим?

Монгайт: Сначала позвоним. Как же пригласить, не позвонив?

Хорошо.

Монгайт: У меня есть вопрос про болельщиков. Вы же наверняка в курсе, тем более околофутбольных, они для вас даже поют. Я знаю, что сейчас, по нашей информации, на них оказывается какое-то давление, заводят дела на фанатов перед Чемпионатом мира. Ими специализированно занимается господин Маркин, бывший официальный представитель Следственного комитета, есть целая комиссия на эту тему.

Как вы считаете, почему Россия так боится своих фанатов? Они действительно такие опасные? У вас нет такого опыта и ощущения?

Вы знаете, я бы, наверно, Анна, не переходила на то, что Россия боится фанатов. Вообще весь мир боится экстремизма, давайте так. То есть, условно говоря, если кто-то фанатов использует в экстремистских целях, естественно, этого все во всем мире боятся, особенно в рамках Чемпионата мира по футболу.

Поэтому абсолютно понятно, что никто не хочет тех событий, которые были во Франции. И все прекрасно понимают, что, собственно говоря, мы живем в том мире, в котором всё настолько хрупко, ты не знаешь, что будет в следующую минуту. Наверно, это абсолютно очевидные меры, которые принимаются перед встречей всего мира в рамках Чемпионата мира по футболу.

Я знаете чему удивилась? Когда был Кубок конфедераций, я забыла аккредитацию, вот этот… Как называется?

Болецкая: Бейджик.

Нет, не бейджик, он называется немножко по-другому.

Товкайло: FAN ID.

Да, FAN ID. Вот я забыла FAN ID. Ну, думаю, сейчас, понятно, что я Тина Канделаки, ну господи, понятно, что у меня… Во-первых, близко никто не подпустил. Но круче было даже другое, что мне очень сильно понравилось. Мгновенно меня отвели в какой-то вагончик, за две секунды отсканировали. У них очень хорошо была налажена эта работа. И за десять минут у меня был новый FAN ID.

Мне это очень понравилось, потому что я часто тоже сталкиваюсь с документами: потерял, потом пока найдешь, потом пока докажешь, а еще кому-то ты просто не нравишься…

Монгайт: Вы не похожи просто на футбольного фаната.

Понимаете, в чем дело? Я похожа на того человека, которого, казалось бы, могли с широко распростертыми объятьями просто так пропустить. Ну я же Тина Канделаки! Но меня никто никуда не пропустил принципиально. То есть я говорю: «Ну это же я, ну вы же видите, ну чего». Они говорят: «Нет-нет, будь трижды вы». Меня отвели в вагончик, я прошла всю процедуру, мне выдали новый FAN ID, и я это очень сильно оценила. То есть процедура одинакова для всех.

Монгайт: Я хотела бы всё-таки спросить вас про вашу нынешнюю должность. Не про деньги. Является ли она понижением в отношении того, как изначально строился канал «Матч ТВ»? Вот вы сейчас отдали какие-то свои полномочия новым менеджерам, которые пришли на канал?

Я была генеральным продюсером, я остаюсь генеральным продюсером.

Болецкая: А вы не могли бы просто человеческим языком объяснить нашим дорогим телезрителям, что изменилось? Вот с тем, когда субхолдинг «Матч» стал подчиняться руководителям субхолдинга «Развлекательное телевидение». Что по факту поменялось-то?

Ксения, по большому счету, пока ещё никаких значительных изменений не произошло, чтобы их можно было обсуждать. Всё же только-только произошло. Поэтому появились руководители «Развлекательного телевидения», которые появились на совещаниях. Тут даже обсуждать пока правда нечего.

То есть я как отвечала, собственно говоря, за свой околоспортивный контент, я за него отвечаю. Вот у нас сейчас вовсю идет горячая пора, связанная с тем, что мы, с одной стороны, выпустили «Бешеную сушку», и всё как обычно, мы вокруг этой «Бешеной сушки» носимся, потому что у нас не так много инструментов, чтобы пиариться. Дальше, соответственно, вот сейчас мы полностью нацелены со всей командой на премьеру Саши Кержакова.

Ничего вот пока ещё такого конкретного, чтобы я могла вам сказать: «Знаете, раньше было так, а теперь так». Есть стратегия, стратегия утверждена, есть количество околоспортивного контента ― оно всё то же в рамках утвержденной стратегии, я за него отвечаю. Что и как будет дальше, Ксения, опять… Мы с вами увидимся, я надеюсь, да, времени ещё есть достаточно много и до конца года. Если будут какие-то новости, я расскажу. В рамках тех компетенций и той авторизации, которая есть у меня.

Потому что повторюсь: я работаю в корпорации, я работала в бизнесе. Чем бизнес отличается от корпорации? Ты живешь и работаешь по своим правилам. Соответственно, что хочу, то и говорю, как хочу, так и говорю. А что такое работа в корпорации? Ты когда вступаешь туда одной ногой, ты понимаешь, что ты подписываешь договор, ты подписываешь правила. Работать по правилам, которые есть в этой корпорации. Правила следующие: я авторизована говорить о том, о чем я говорю. О другом говорить я не авторизована.

Болецкая: А хочется?

Ксения, я журналист, вы понимаете. Что значит «а хочется»? Вопрос же, зачем.

Болецкая: Иногда хочется за чем-то конкретным сказать.

Вы знаете, мне бы гораздо больше хотелось использовать этот эфир ― для меня это впервые за многие годы прямой эфир, в котором я принимаю участие ― для того, чтобы людям, которые меня смотрят, сказать: «Мой опыт работы на спортивном телевидении меня ещё раз убедил в том, что нет ни возраста, ни состояния, ни положения, ни обстоятельств, когда человек должен себе сказать: „Знаете, эти обстоятельства сильнее меня“». Всегда в любой ситуации ― а у меня спортивный характер ― надо говорить, что я могу больше. И любое событие в твоей жизни ― это всего лишь стимул для развития, для поиска новых возможностей.

Вот для меня абсолютно точно. Любые вызовы, любые изменения, любые этапы в развитии телеканала «Матч ТВ» ― для меня это новые возможности и возможности для саморазвития. И этого я желаю всем, кто меня смотрит, для того, чтобы они ни на секунду не останавливались и не думали, что их жизнь зависит от кого-то, кроме как от них самих.

Командная: Тина, этим летом, насколько я знаю, мои бывшие коллеги по «Матч ТВ» должны были как корпоративные как раз сотрудники подписать некую бумажку, некий договор, тот, который они принимают, который касается правил поведения в соцсетях.

Что это был за договор? Вы ли его составляли? И есть ли люди, которые отказались его подписать?

Я вам более того скажу, Маша, если вы видели, весь журналистский мир обсуждал The New York Times, который, собственно говоря, выступил с таким же предложением для того, чтобы журналисты обсуждали, чтобы журналисты подписывали документы о правилах поведения в соцсетях.

Маша, конечно, мы это обсуждаем. И вы прекрасно помните мою позицию, связанную с тем, что, с одной стороны, такой регламент ― это нормальный регламент, который должен быть в любой корпоративной структуре, в которой работают журналисты, потому что мы понимаем, что если мы находимся в эфире, а это не просто, вы же про одну часть рассказали, вы не рассказали про вторую.

Мы решили, что мы в эфире будем пока выкладывать аккаунты ведущих, таким образом популяризируя их аккаунты. Я, например, вчера разговаривала с коллегой с Первого канала, она рассказала: «Как только, условно говоря, ведущего мы протитровали его инстаграмом на Первом канале, у него плюс несколько десятков тысяч подписчиков». То есть канал таким образом берет на себя ответственность популяризировать твои соцмедиа.

Дальше, если канал популяризирует твои соцмедиа, абсолютно же логично ждать от тебя, что ты не будешь пьяным писать в этом аккаунте, ты не будешь нарушать корпоративные правила, про которые мы все знаем, в своем аккаунте.

Монгайт: Часто ваши сотрудники вас подставляют таким образом?

Отвечу, Ань. То есть вот мы проговорили. У меня на протяжении этих двух лет точно с тем рабочим коллективом, который есть в ведущих, очень хорошие отношения установились. Все ведут себя крайне адекватно. Я понимаю людей и я всегда говорю вышестоящему начальству, что мы журналисты, мы творческие люди, всё равно люди одержимые. И всё равно человеческий фактор был, есть и будет, какую бы бумагу мы ни подписали.

Коллегам, в свою очередь, я всегда говорю: «Коллеги, всё-таки прежде чем голова руке даст команду, посчитайте до десяти. Пусть голова подумает, потом дает команду». То есть мне кажется, и в рамках того, что происходит у нас, и в рамках того, что происходит в Америке, как вы видите, выбор и выход только один ― с творческим коллективом (а это очень нежный оркестр) надо всё время разговаривать и объяснять, что всё, что вы написали, к сожалению, информационным полем интерпретируется как часть редакционной политики. Поэтому будьте, пожалуйста, внимательнее и понимайте, что ваши слова трактуются по-разному.

Монгайт: Буквально один вопрос. А вы как блогер берете рекламу в инстаграме?

Ой, вы знаете, Аня, нет. Но предлагают. Я прямо поражаюсь, очень много интересных разных предложений, деньги предлагают. Но я всегда говорю: «Я не беру деньги за посты в инстаграме». Я, конечно, могу поблагодарить кого-то, с кем я дружу и чьими услугами я пользуюсь. Я не беру деньги за то, чтобы выступать на форумах, на фестивалях, на панелях. Я веду эти панели бесплатно. Я готова прийти в любое место, в которое вы меня пригласите, если вы скажете, что там будут миллениалы, с ними надо поговорить. Здесь всех соберете ― приду, проведу, расскажу, поговорю, если вы будете не против, проинтервьюирую.

Монгайт: Раньше к миллионерам ходили, а теперь к миллениалам.

Товкайло: А вы не жалеете, что вы не удержали на канале Дудя?

Вы знаете, наверно, если бы вы чуть раньше задали мне этот вопрос, конечно, я бы как телевизионный продюсер вам ответила. Мне жалко и Дудя, мне жалко и Карпина, мне жалко, что Савин дальше пошел в большое телевидение.

Товкайло: Вам их жалко или себя жалко?

Любому телевизионному продюсеру всегда жалко, когда создается некий продукт и появляется звезда. А мы с вами уже, Максим, про это говорили, что каналу необходимы были звезды. И вот реально появились звезды, которые стали событием.

Товкайло: То есть Дудя сделал звездой «Матч ТВ»?

Ну хватит, он же уже отвечал на этот вопрос: «А я же был до этого», и что все говорили: «А он же был до этого», и так далее, тому подобное. Звездой федерального масштаба, конечно, делает федеральное телевидение, что уж тут скрывать.

Монгайт: То есть вы считаете, что он не федерального масштаба звезда?

Сейчас?

Монгайт: Конечно.

Еще раз, я же что сказала: звездой федерального масштаба в любом случае делает телевидение. Если вы посмотрите на программу «Культура», вот как раз в аудиторию 18–24, у неё были прекрасные цифры и прекрасные результаты.

Командная: А почему закрыли тогда, Тина, если прекрасные результаты?

Секунду, сейчас, степ бай степ. Поэтому я, безусловно, понимаю и отдаю себе отчет, что ведущие, которые зажигаются на нашем канале, будут идти дальше. Дальше пошел Дудь, дальше пошел Валера Карпин, дальше пойдет Евгений Савин.

Командная: А куда пошел Валера Карпин, Тина? Он же так и не нашел работу, пока он в сфере тренерской деятельности.

Он нашел, Маша, работу, я вас расстрою.

Командная: Давайте объявим! Эксклюзив!

Товкайло: Расскажите, может быть, да.

Дорогие друзья, так как я, еще раз говорю, телевизионный продюсер, я очень бережно отношусь к карьерам других людей. И дешевый хайп, который я могу заработать сегодня, может помешать кому-то получить работу. Поэтому я не хочу, чтобы мой дешевый хайп помешал Валерию Георгиевичу получить то предложение, до конца оформиться в том предложении, которое он получил. Дождемся этого предложения, он сам расскажет.

Командная: Дешевый хайп, Гнойный. Зачем вам Гнойный, Тина?

Надо договорить про остальную часть вопроса?

Командная: И про Гнойного, пожалуйста.

А про рэп ― слушайте, Маша, во-первых, самое крутое явление за последнее время в культуре ― это рэп. Зачем мне и зачем я? Я в 1995 году слушала Кулио, извините меня. Ребята, кто интересовался рэпом в молодости? Я что, здесь самая старшая?

Монгайт: Вы чем-то ещё интересовались.

Товкайло: В 1995 году всё-таки другой рэп.

Подождите, помните Мишель Пфайффер в Gangsta's Paradise? Это 1995 год ровно, мне 20 лет, когда выходит этот фильм. И абсолютно понятно, так как, наверно, некоторые из вас были в Тбилиси, что в Тбилиси в 1995 году, собственно говоря, эта культура была одной из самых популярных. Я её очень любила и ею увлекалась, но разговор не об этом.

Чем интересен рэп, в двух словах? Первое ― как телевизионный ведущий, как телевизионный продюсер и как любой творческий работник телевидения, Маша, могу вам сказать, что для того, чтобы на телевидении чего-то добиться и что-то получить, нужно было ждать решения продюсера. То есть вот мы приходили с идеей, дальше мы нравились, не нравились, нас утверждали, не утверждали, нам давали возможность творчески самоутверждаться, не давали, нас ставили в сетку, не ставили. То есть мы полностью зависели от того, что кто-то решит.

Случай со Славой КПСС, Оксимироном и 26 миллионами просмотров доказал всей стране и показал, что, в принципе, без решения любого телевизионного продюсера федерального канала внизу может возникнуть абсолютно в другой точке, с народа, как говорится, может возникнуть контекст, контент, собственно говоря, абсолютно новый культурологический код, который вне зависимости от того, показывают его на телевидении или не показывают, становится языком поколения.

Монгайт: Вам пришлось идти туда, вниз.

Нет, зачем идти вниз? Я с удовольствием смотрю ютуб, так же, как и вы, нажимая на кнопку. Я, посмотрев это и ещё раз убедившись в том, что первое ― это дискуссия, я по ней очень соскучилась. Это нормальная дискуссия, товарищи, то есть два человека просто поэтическим языком друг с другом спорят и приводят аргументы. Это классно.

Второе ― собственно говоря, это образованное поколение. Это точно отчасти плюс-минус миллениалы, Славе 27 лет, не так уж и много. И третье, то, что мне безумно в этом понравилось, ― понимаете, такие темы начинают затрагиваться и таким языком начинается разговор, что ты понимаешь, ― возвращаясь к началу нашего разговора, ― что эти люди точно считают себя архитекторами будущего в нашей стране. И я точно буду жить в их стране, потому что мне уже будет 42, а им ещё нет 30. И я бы очень хотела этот язык понимать.

Поэтому я с удовольствием заинтересовалась, с удовольствием встретилась. Надеюсь, мы сделаем ряд интересных совместных проектов и это позволит не только мне, но и тем, кто является моими ровесниками, ещё раз понять одну важную вещь: у нас есть возможность ещё их понять, начать с ними говорить на одном языке и быть частью будущего.

Командная: А Гнойного ждать на «Матч ТВ»?

Вы знаете, мне кажется, он уже вышел на СТС, Маша.

Командная: А вы пытались его заполучить?

Монгайт: Нет, просто когда Тина будет вице-премьером по молодежной политике, Гнойный возглавит комсомольскую организацию.

Командная: Тина, но тут немножко вы себе противоречите.

Монгайт: У нас, к сожалению, есть еще только один вопрос. Давай ты возьмешь себе один вопрос, и мы на этом закончим.

Командная: Это вопрос от моего друга и, скажем так, телезрителя.

Это так смешно! Почему же всё время у нас в стране все хотят делать что-то… Я прошу прощения, Маша, что прервала. Все хотят, чтобы кто-то что-то делал, к чему он не имеет профессионального отношения. Вот вы меня всё время в политику отправляете, зачем? Я же телевизионный продюсер, я работаю по профессии. У меня вообще слоган последнего года ― «Друзья, давайте работать по профессии!».

Болецкая: Вы же говорите, нет пределов.

Конечно, но давайте работать по профессии.

Рубин: Тогда по этой логике ― а чего же вы радуетесь Собчак тогда? В президенты она не по профессии идет.

Повторюсь, её политическая активность абсолютно четко для всех нас, давайте не будем притворяться, должна была логически привести к тому, что в какой-то момент она решит заниматься политикой профессионально.

Рубин: То есть вас не удивило это.

Миша, ей тридцать пять. Люди в семьдесят лет баллотируются в президенты. Поэтому…

Монгайт: Так что Ксения ещё несколько раз может попробовать.

Командная: Вопрос от моего приятеля и коллеги, которого зовут Юра Дудь. Он, к сожалению, сегодня не смог прийти в эту студию, но попросил меня задать этот вопрос.

Хотел?

Командная: Конечно. «Тина, согласно СПАРК, „Матч ТВ“ закончил год с убытком в 1,7 миллиарда рублей. На „Культуре“ я получал всего 50 тысяч рублей за программу. Куда ушли остальные деньги, на что вы их потратили?».

Во-первых, Машенька, я уже сказала и ещё раз повторюсь…

Командная: Не мне, Юре.

Нет, ну почему, вы же не просто неоживленный какой-то передатчик, вы же живой человек и журналист, который, наверно, перепроверил, правда же, все данные, которые дал вам Юра, и так мне задает вопрос? Или, не перепроверив, просто задает вопрос? Только честно.

Командная: Я прекрасно помню эту статью, которая выходила в том числе на сайте sports.ru, главным редактором которого является Юра.

То есть вы доверяете, вы видели факты, вы видели, соответственно, СПАРК, вы всё видели и перепроверили.

Командная: Я доверяю тому материалу, да, скажу вам честно.

Перепроверяйте факты. Всё-таки журналист должен пользоваться фактами, а не слухами и тем, что передал ему товарищ. Возвращаясь к Юрию: Юрий регулярно прорывается во все эфиры, где задает мне вопрос. Я бы даже пришла к нему в программу, честно говоря, если бы…

Командная: Не звал ни разу?

Очень много раз звал, но я честно сказала, что наше с ним интервью абсолютно обречено, потому что Юра разговаривает всегда, как вам сказать?.. В коннотации человека, который всегда прав, он уже всё знает, он уже все ярлыки навешал, ему 50 тысяч рублей платили, и, соответственно, он, бедняжка, уволен с телеканала «Матч ТВ». Но вы же знаете, что это не так, вы же знаете, почему закрылась программа.

Командная: Нет, я не знаю.

Товкайло: Почему?

Всё очень просто. Телеканал «Матч ТВ», собственно, в той части, за которую я авторизована, давайте я отвечу про ту, я ещё раз говорю, за хозяйственные вещи я не отвечаю. Дайте я отвечу за то, за что я отвечаю. И за финансово-экономическую деятельность.

Мы можем производить околоспортивный контент, Максим, только в том случае, если он экономически эффективен. Для того, чтобы он был экономически эффективным, мы проходим очень много ступеней авторизации. Что это значит? То есть мы делаем прогноз, потом на этот прогноз дают прогноз финансисты, потом, соответственно, контентный комитет утверждает эту программу.

И чаще всего ― давайте вещи называть своими именами ― для того, чтобы у меня программа состоялась на канале, мне нужен спонсор. То есть как только мы находим спонсора, соответственно, выходит программа. У Юры в этом смысле ― и Маша это знает, Маша, вы же это знаете.

Командная: Но вы же говорили, что у него были прекрасные рейтинги на канале.

Конечно. И у Юры был спонсор.

Командная: Да.

И вы же знаете, почему спонсор от них отказался.

Командная: Нет.

Монгайт: Почему?

Командная: Меня спрашивали коллеги, я не знаю.

Маша за эфиром вам обязательно расскажет, Аня. Не будем спорить в эфире, потому что это, в принципе, к сожалению, достояние…

Товкайло: Дудь поссорился со спонсором?

Может, ещё помирится. Зачем заранее ярлыки вешать? Я в этом смысле всегда, вы знаете, за позитивный разговор. Вдруг спонсор вернется, вдруг он скажет: «Хочу программу „Культура“».

Монгайт: Теперь-то точно придет, я думаю.

И вдруг у нас будет возможность опять эту программу возобновить. Повторюсь, программа «Культура» была очень хорошей. Я сама занималась приглашением очень многих гостей, и многие гости в эту программу пришли, потому что я лично их звала, приглашала, обещала и приводила. И дальше бы это с удовольствием делала, если бы программа выходила на канале.

Но у нас, к сожалению или к счастью, я не знаю, есть понятие пакетного производства контента. Вот у нас была «Культура», она закончилась, закончился спонсор. У нас была программа «Нефутбольная страна», к сожалению, мне очень жаль, мне очень нравился Дима Егоров, она закончилась. Сейчас у нас начинается новая программа 5 ноября с Сашей Кержаковым.

Логика создания околоспортивного контента, мне кажется, уже всем понятна, я про это достаточно много сказала. Будут спонсоры, будут ведущие… Если у вас есть какие-то кандидатуры, помимо Саши Кержакова, новые следующие герои, мы только рады их видеть. Лишь бы хотели работать на телеканале «Матч ТВ» и хотели бы делать наш спорт чуточку лучше.

Монгайт: «Культура» закрылась, «Матч ТВ» остается.

P. S.

Я хочу поблагодарить всех, кто пришел в эту студию, кто потратил на меня этот вечер. Спасибо вам большое за ваши вопросы, спасибо за то, что неравнодушны.

Ещё раз, Аня, воспользуюсь возможностью и обращусь к миллениалам, к тем, кому 18–24, к аудитории, которую мы привлекли к телеканалу «Матч ТВ». Сомневайтесь в себе, это важно. Не останавливайтесь, это тоже важно. И знаете, спортивное телевидение меня ещё раз убедило в том, что любая остановка ― это всего лишь подготовка. Остановились, выдохнули ― и два шага вперед. Всё в ваших руках, у вас всё получится. Вы круче нас, вы свободнее нас, и в отличие от нас, вас никакие правила не ограничивают, потому что вы во многом добываете информацию сами, воспитываетесь, меняетесь под этой информацией сами и наверняка сможете быть архитекторами того будущего, в котором я точно мечтаю жить. Поэтому всем удачи!

Другие выпуски