На этой неделе глава Росгвардии Виктор Золотов вызвал Алексея Навального, который пока находится в СИЗО, на дуэль. Его видеообращение вызвало волну насмешек и ответных вызовов от спортсменов и блогеров. Михаил Фишман — о том, что же значит внезапный медиа-ход главы Росгвардии.
Глава Росгвардии Виктор Золотов не просто высокопоставленный силовик. Его карьера в прямом смысле слова связана с карьерой Владимира Путина. Он рос буквально вместе с Путиным — потому что он его охранял. И это — его главный императив. Его задача — оборонять его величество от врагов. Все его помыслы полностью сопряжены с помыслами главы государства. Он — воплощение лояльности.
Поэтому взгляд со стороны на внезапный дебют Виктора Золотова в качестве видеоблогера диктует единственную возможную реакцию — испуг. Это Сергей Степашин еще в ельцинские времена говорил, что он не Пиночет, его фамилия Степашин. Виктор Золотов в те времена пытался угнаться за юной Ксенией Собчак в туннелях питерского метро — и проигрывал эту гонку.
Но прошло 20 лет. Теперь Виктор Золотов сам смотрится Пиночетом — честным генералом и патриотом своей страны, который, как только вернется из командировки, сразу готов взять наведение порядка в свои руки и за несколько минут сделать из Алексея Навального хорошую сочную отбивную.
Тут не только Навальный, которому и адресовано это эмоциональное сообщение, тут любой с сатисфакции съедет. Ну, действительно: главный ОМОНовец — в его руках весь арсенал легального насилия в стране — грозит физической расправой оппозиционеру. Да еще называет его «гнилой трухлявой марионеткой». Перекати полем, выращенным в пробирке.
И это в ответ на обвинения в коррупции — Навальный посчитал, что Росгвардия закупает капусту по слишком высоким ценам. Навальный подсчитывает коррупционную выгоду на закупках — ему в ответ угрожают морду набить. Страшно.
И это — вместо разговора по существу. Если один из самых высокопоставленных силовиков отвергает силу права, не приводит аргументы, не подает в суд, в конце концов, а просто говорит «Пойдем, выйдем, сука, я тебе морду набью» — то о какой законности можно говорить?
В принципе, это правда. Пехотинец Путина — термин, введенный в обиход Рамзаном Кадыровым, — это такой инициативник, страстный чиновник, которому государство выдало оружие и который принимает боль своей родины столь близко к сердцу, что у него чешутся руки лично покарать всех ее врагов. Пехотинцы за словом в карман не лезут — многих они уже наказали. Это все так.
Но есть разница. Одно дело — расстрелять сзади в упор оппозиционного политика. Другое дело — вызвать политика на татами, апеллируя к офицерской чести. Да, на фоне войн, заказных убийств, интереса к британской готической архитектуре, который вдруг проснулся в российском бизнесе средней руки, это звучит двусмысленно. Насилие — уже очень давно центральный сюжет и политики, и общественной жизни. Печень и асфальт — ее константы. И если вы до сих пор не объединились с нашим государством в едином порыве, то это известно, почему.
Но поставьте себя на место Виктора Золотова — и вы увидите совсем другую картину. Вы увидите, что у вашего начальника какая-то необъяснимая слабость к этому так называемому борцу с коррупцией. Его можно отправить в изолятор, но нельзя посадить в тюрьму без санкции с самого верха — один раз попробовали, так пришлось на следующий день вытаскивать. В общем, санкции нет. Без царского кивка система абсолютно беспомощна, и этой беспомощности изнутри царского двора есть только одно не унизительное объяснение: царь добрый. И мы добрые и хорошие люди.
Поэтому царский оруженосец Виктор Золотов решает именно эту задачу: показать открытость, достоинство, добропорядочность и честность в отношениях с политическим оппонентом. Могли бы теоретически полоснуть, посадить, убить, отправить в Солсбери на экскурсию — а вместо этого открыли дебаты, зовут на татами, ведут дискуссию.
Это удивительный и очень важный разрыв в восприятии действительности снаружи и изнутри. Снаружи обращение Виктора Золотова выглядит так, будто правоохранительная система сошла с ума, что она становится все более и более неуправляемой и опасной. Тогда как изнутри она, наоборот, сама себе таким образом демонстрирует гуманность и человечность. Хищники, не способные управлять своими основными инстинктами, объявляют себя вегетарианцами — разгрузив очередной автозак и в свободное от работы время.
Сайт Росгвардии: Уважаемые коллеги! В связи с поступающими в пресс службу обращениями сообщаем, что видеообращение директора Росгвардии было размещено на официальном сайте ведомства сразу после его записи. Все обращения и интервью директор Росгвардии делает исключительно по собственной инициативе. В целом информационная политика Росгвардии основана на принципах открытости, объективности и честности.