«Заразишь кого-то — посадим». Как Россия воюет с коронавирусом и китайцами
Московское правительство уже объявило охоту за потенциальными носителями коронавируса, и даже не надейтесь, что у вас есть право на частную жизнь в столице. Мэр Москвы Сергей Собянин объясняет: полиция и медики уже проводят рейды по местам возможного проживания приехавших из Китая, а те, кто приезжает, отправляются на принудительный карантин, и даже не пытайтесь его нарушить — камеры распознавания лиц нужны не только для того, чтобы сажать москвичей в тюрьму по «московскому делу». Богдан Бакалейко — о том, как Россия воюет с коронавирусом.
Лю Хуэйбинь (или просто Сергей) — студент факультета журналистики МГУ. Он вернулся на учебу из китайского Харбина более двух недель назад. И сразу попал под прицел российской системы здравоохранения.
Лю Хуэйбинь, студент из Китая: «Неделю назад санитарные врачи ко мне приехали с полицией. Мазок взяли, биологические материалы взяли. Делали анализы. Дали мне документ, постановление и предупреждение: если во время карантина ты заразишь кого-нибудь — соответственно уголовному кодексу Российской Федерации статьи по-моему 237 у тебя будет уголовная ответственность».
Это лишение свободы до двух лет, либо штраф до 300 тысяч рублей. Сергей считает эти меры нормальными. На протяжении двух недель он был под наблюдением врачей. Карантином назвать это сложно. Каждый день Сергей приходил в поликлинику и проверял здоровье.
Лю Хуэйбинь, студент из Китая: «Все материалы биологические взяли, и нормально вроде».Сергей староста группы, в которой 90 китайских студентов. Из них 60 вернуться с каникул в Россию не смогли — границу зарыли. А в МГУ для китайцев перенесли начало семестра на март».
Сергей староста группы, в которой 90 китайских студентов. Из них 60 вернуться с каникул в Россию не смогли: границу зарыли. А в МГУ для китайцев перенесли начало семестра на март.
Лю Хуэйбинь, студент из Китая: «В моей группе есть ребят, которые меняли билеты четыре раза. Он нервничал, ему надоело менять вообще».
Сергей рассказывает, что в Китае меры предосторожности, конечно, выше. Там, перед вылетом ему пришлось пройти три медицинских кордона. На улицах пусто, люди сидят дома. Но в Китае и ситуация гораздо критичнее. В России же критичнее стало только отношение некоторых граждан к китайцам.
Лю Хуэйбинь, студент из Китая: «Парень из моей группы хотел вызвать такси, а когда водитель приехал, он сказал: у вас вирус, мы вас не принимаем. Лучше пользуйтесь метро, автобусом, другими видами транспорта. Хотя это бессмысленно».
О том, как подготовилась Москва к борьбе с инфекцией, рассказал на личном сайте Сергей Собянин. В аэропорту врачи в белых комбинезонах и масках. А на заводах — беспрерывное производство этих самых масок для создания «неснижаемого запаса».
Но главное в Москве не это. Сергей Собянин рассказал, что врачам нужно найти граждан, которые были в Китае до запрета. А это значит, что начнутся рейды по отелям, общежитиям и съемным квартирам. И еще очень важно соблюдать режим двухнедельной изоляции. Следить за этим будет почти 200 тысяч камер. Они видят все, без согласия и разрешения граждан, например, с кем контактируют люди из группы риска, где они живут и куда ходят. Эта информация, конечно же, передается полиции и врачам.
Из публикации на сайте Сергея Собянина: «Просмотр камер видеонаблюдения показал, что девушка нарушала режим изоляции — выходила во двор погулять и встречалась со своим знакомым. У него тоже взяли анализы. Были получены имена и контактные данные всех 58 пассажиров рейса „Пекин — Москва“. С помощью видеоаналитики удалось установить водителя такси, на котором девушка ехала домой из аэропорта. Были оперативно собраны сведения обо всех проживающих в доме, где девушка снимает квартиру (более 600 человек)».
И если особое положение в Москве пока что коснулось только приезжих из Китая. То аналогичный режим на границе может сильно сказаться на экономике России. Во-первых, сокращается товарооборот. Например, продуктовые магазины стали отказываться от китайских продуктов.
Александр Кнобель, директор Института международной экономики и финансов ВАВТ: «На предварительных данных мы видим, что импорт фруктов из Китая падает, по понятным причинам. Да, это будет приводить к некоторому подорожанию соответствующих продуктов, особенно на Дальнем Востоке. Опять-таки замещение, безусловно, возможно. В конечном счете, если нужно будет, оно произойдет, потому что спрос найдет свои источники. Частично из Латинской Америки, частично из стан Азии, но понятно, что это может привести к некоторому увеличению цен».
Гораздо критичнее ситуация может сложиться с техникой. Китай остается главным производственным центром мира. Но заводы сейчас стоят. Новая продукция не собирается.
Александр Габуев, эксперт Московского центра Карнеги: «Очень многие компоненты собираются не просто в Китае, а конкретно в провинции Хубей. Например, некоторые компоненты микроэлектроники, типа печатной платы, в Хубее это почти 90% мирового производства. Мы уже видим взлет цен, детали закупают со складов и их не достать нигде, кроме складов, они не производятся, потому что предприятия в Хубее закрыты на карантин. И оценить масштаб последствий мы пока не можем. Здесь мы увидим то же самое, что происходит по всему миру — компании Apple и Hyundai приостанавливают производство. На России это тоже повлияет».
Хотя все будет зависеть от длительности карантина. ЦБ сейчас говорит, что коронавирус на экономику повлияет не сильно, но из-за остановки производства сократился спрос на бензин. И как факт — упали цены на нефть. А это удар и по бюджету и по энергетическим компаниям, таким как Роснефть, например. Но в текущей ситуации российская экономика в худшем случае совсем немного замедлится.
Александр Габуев, эксперт Московского центра Карнеги: «Забили тревогу туристические операторы. В АТОР посчитали, что компании потеряют почти три миллиарда рублей за февраль и март. И уже успели попросить у премьера Михаила Мишустина 590 миллионов рублей компенсацией. Но основные доходы от китайских туристов поступают все же летом. Сейчас не сезон. Да и китайский туристический рынок очень непрозрачен и практически вне конкуренции. Китайских туристов обслуживаю свои полулегальные компании, которые всячески обходят российские налоговые службы».
Забили тревогу туристические операторы. В АТОР посчитали, что компании потеряют почти три миллиарда рублей за февраль и март. И уже успели попросить у премьера Михаила Мишустина 590 миллионов рублей компенсацией. Но основные доходы от китайских туристов поступают все же летом. Сейчас не сезон. Да и китайский туристический рынок очень непрозрачен и практически вне конкуренции. Китайских туристов обслуживаю свои полулегальные компании, которые всячески обходят российские налоговые службы.
Игорь Бухаров, президент Ассоциации рестораторов и отельеров России: «Когда говорили о том, что мы так рады, что к нам приедут китайские туристы, а общаясь с нашими коллегами в Португалии, там же у них была Макао колония португальская, их достаточно много в Лиссабоне. Мы достаточно много разговаривали с нашими коллегами рестораторами, отельерами, когда ездили на саммит. Они говорили, что нет. Они быстро захватывают рынок и ты их не видишь. Тебя это не касается. Они едят у своих, ездят на своих автобусных компаниях, у них сидят свои туристические агентства».
При этом инвесторы не сильно реагируют на коронавирус. Индексы фондовых рынков продолжают расти. И даже китайский «Шанхай Композит» хоть и резко упал в первый торговый день года, сейчас стабильно растет. К слову, на этом скачке Партия заработала 20 миллиардов долларов и увеличила долю в своих госкомпаниях. Настроения на биржах говорят о том, что инвесторы пока не верят, в губительную для экономики силу коронавируса. Китайцы же развеивают мифы народного самолечения.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.