Какая-то роскошная жизнь напоказ допустима?
Алена Аршинова, депутат: Мне кажется, нет. Нет. Я это не поддерживаю, честно говоря.
Яна Воробьева, член партии «Единая Россия»: Я считаю, что вообще личная жизнь должна быть личной жизнью, на то она и есть личная. А показывать, какие машины, где он отдыхает ― я считаю, что это нецелесообразно.
Ирина Роднина, депутат: Я думаю, что когда-то в Советском Союзе была программа молодого коммуниста, которая абсолютно базируется на всех постулатах того, как должен себя вести человек в обществе. Я думаю, такими же качествами должны обладать все люди. Но, естественно, члены партии ― к ним, наверно, больше требований. Эти же самые качества человеческие должны быть просто более наглядно видны. Какая-то особая программа особого человека ― мне кажется, это полная ерунда.
А допустима ли жизнь напоказ, роскошь?
Ирина Роднина, депутат: Если ты имеешь на это право и если у тебя хватает на это культуры и образования, то… Что вы считаете роскошью? У нас нет понятия роскоши.
Дмитрий Саблин, депутат: Вы знаете, частная жизнь ― это лично каждого. Это все-таки частная жизнь, на то она и частная жизнь. Вопрос… Вот когда мы начинаем, знаете, есть такие вещи. Человек живет личной жизнью в одном стиле или имидже, а поехал на встречу с избирателями и пересел с «Мерседеса» на «Волгу» или на УАЗик, переодел одежду, выступил. Это элемент лжи на самом деле.
Вопрос, как человек одевается, как он себя ведет, ― это вопрос лично каждого человека. А вопрос людей вообще, как им это, нравится или не нравится, ― это вопрос опять же избирателей, которые смотрят и оценивают.
Александр Хинштейн, депутат: Скромность ― это про поведение на людях, про поведение в быту, про то, какие ты часы носишь, про то, сколько у тебя, какую ты носишь одежду, как ты передвигаешься.
Я вам скажу. Конечно, у людей вызывает большое раздражение, вот когда они видят человека, представляющего власть, который при этом носит часы за 200 тысяч долларов и ездит на машине «Бентли» с охраной, то все разговоры о справедливости и о социальном равенстве для них уже не работают.
Поэтому, конечно, это касается не только «Единой России», это касается вообще любой политической деятельности, конечно, политик должен вести себя максимально скромно в этой части.
А если политик много зарабатывает, например?
Александр Хинштейн, депутат: Тогда это другая история. Но политик не может особо много зарабатывать.
Бизнесмен, пришедший в политику.
Александр Хинштейн, депутат: Бывают такие. Это отдельная история. Если человек, конечно же, может это объяснить, да, несомненно. А если он объяснить не может, почему у него на руке часы… Я просто про эти часы говорю, потому что все попадаются на мелочах.
То есть дома лучше ходить в дорогих часах?
Артур Инжиев, член партии «Единая Россия»: Нет, не то что дома ходить в дорогих часах. Но не нужно, к примеру, во всех социальных сетях каждый день показывать свои новые покупки и так далее. Носишь ― и носи, запретить никто не может, повторюсь, если ты честно платишь налоги, честно на это зарабатываешь. Мы живем в современном обществе, у нас демократия, соответственно, это допустимо. Но при этом не стоит этим кичиться.
Андрей Турчак, секретарь генерального совета «Единой России»: Отсутствие чванства, уважительное отношение к людям, отсутствие вызывающего поведения в поступках, в действиях, в реакциях. К сожалению, я уже сказал, что, действительно, как снежный ком, количество таких проявлений, да, растет. Есть определенная оторванность, да, от реалий.
Мы не говорим о том, что эта комиссия будет являться таким карательным органом, да, но она должна принимать взвешенные решения и каждый подобный случай, каждое подобное проявление разбирать. Это что касается этического поведения. Но у нас есть обвинения разного рода чиновников, которые являются членами партии, в совершении коррупционных, например, преступлений.
Обвинили тебя? Ты должен публично, используя все законные способы, защитить свое честное имя, репутацию. Пожалуйста, подавай в суд, опровергай это. Если ты этого не делаешь, ты должен просто сам уже принять для себя решение, что ты не в партии, написать заявление, выйти из ее руководящих органов и так далее. Если этого не делается, то комиссия будет, естественно, на это реагировать.
К сожалению, такие случаи есть, и здесь разброс территории огромный. Вы сами это отслеживаете, мы регулярно на Дожде это видим, читаем. Нам это не нравится, и мы хотим вместе с вами с этим бороться.
А жизнь напоказ, роскошь ― это допустимо?
Андрей Турчак, секретарь генерального совета «Единой России»: Давайте мы дождемся формулировок, да. Я сказал, что вызывающее поведение, а, к сожалению, наши коллеги и на местах, и на федеральном уровне допускают такие моменты, да, оно недопустимо. Оно недопустимо. Самый главный запрос, который на сегодня сформулирован нашим обществом, ― это запрос на справедливость.
Как вы думаете, будут соблюдать партийцы теперь эти заповеди?
Александр Хинштейн, депутат: Я думаю, что те, кто их соблюдал раньше, их и будут соблюдать. Те, кто их не соблюдал, ― на них и заповеди Христовы-то не действуют.