Аэропорт, супермаркет и недвижимость в Подмосковье: зачем Катару нужна Россия

09/06/2017 - 23:02 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Египет неожиданно разорвали дипломатические отношения с Катаром и прервали все транспортное сообщение с этой страной после того, как Эр-Рияд обвинил Доху в поддержке террористов из Исламского государства. К бойкоту быстро присоединились Ливия, Йемен и Мальдивские острова.

Владимир Путин лично позвонил эмиру Катара, очевидно, таким образом демонстрируя ему свою поддержку. Да и это логично, после того как Катар сильно помог Путину, поучаствовав в приватизации пакета «Роснефти» на сумму 2.5 млрд евро. Да и вообще у Катара и России большие совместные интересы. О них — Маргарита Лютова.

На первый взгляд, далекий Катар экономически так же оторван от России, как и географически. Доля Катара во внешней торговле России — чуть больше одной сотой процента. Прямые инвестиции из Катара в Россию и вовсе не отражаются в официальной статистике, поскольку часто проводятся через иные юрисдикции и защищены коммерческой тайной: в строке напротив Катара стоит прочерк. 

Но на самом деле катарские нефтедоллары все-таки добираются до российской экономики. Самая знаменитая сделка — покупка 19,5% «Роснефти» совместно с швейцарским сырьевым трейдером «Гленкор» за рекордные для российской приватизации 10 млрд 200 млн долларов. В результате Катарский государственный инвестиционный фонд через сложную схему владеет почти 10% акций главной российской нефтяной компании — в четверг на московской бирже такой пакет стоил свыше 315 млрд рублей. Но ни на стоимости компании, ни на перспективах сотрудничества дипломатические проблемы Катара не скажутся, уверяет ее пресс-секретарь Михаил Леонтьев: это исключительно региональный вопрос.

Между тем, Катар в России интересуется совсем не только нефтью. В сентябре прошлого года все тот же государственный инвестиционный фонд страны приобрел 25% петербургского аэропорта «Пулково». Сумму сделки предпочли оставить в тайне. Зарабатывают катарцы и на российских покупателях. Почти два года назад катарский суверенный фонд приобрел акции сети супермаркетов «Лента». Доля и сумма сделки опять же не раскрывались, но каждая покупка в «Ленте» делает Катар чуть богаче. 

Катарские инвестиции добрались даже до подмосковной недвижимости: в 2014 году в портфеле катарского фонда появился элитный поселок таунхаусов Покровские холмы на берегу Химкинского водохранилища. По словам риэлторов, поселок популярен у московских экспатов. Сделка оценивалась в $400 миллионов долларов, впрочем официальных данных, как водится, нет.

На самом деле ассортимент активов, которые Катар скупает по всему миру, чтобы выгодно управлять накопленными нефтедолларами, значительно шире: от недвижимости в Калифорнии до африканских рудников. В портфеле фонда модный дом Valentino и французский футбольный клуб «Пари Сен-Жермен». И ни у одного из этих проектов пока нет никаких проблем: напротив, вложения по всему миру вряд ли позволят Катару остаться в настоящей международной изоляции.

Фото: Абдулкадер Хадж / РИА Новости

Другие выпуски