За сосули и не только. Семь самых громких увольнений из «Коммерсанта»

24/05/2019 - 21:07 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ

Увольнение отдела политики «Коммерсанта» из-за статьи о Валентине Матвиенко стало крупнейшим медиаскандалом последних лет, но это не первый раз, когда кто-то уходит из этого издания с шумом. Евгения Зобнина вспомнила самые громкие истории увольнений из издания.

В статье «Яблочный пуй» журнала «Власть», которая вышла после выборов в Госдуму в 2011 году, опубликовали фотографию испорченного бюллетеня, в котором написано «Путин, пошел *****». Закона об оскорблении властей тогда не было, и владелец «Коммерсанта» Алишер Усманов назвал статью «нарушением журналистской этики», мол, граничит с мелким хулиганством. Тогда он не скрывал, по чьей инициативе увольняют главного редактора журнала Максима Ковальского. Редакция выступила с открытым письмом:

Нас принуждают к трусости, что недостойно и непродуктивно. Особенно смущает попытка представить увольнение человека за профессиональную позицию борьбой за чистоту русского языка. Это та же фальсификация, которая оскорбила людей на выборах.

Письмо подписали, в том числе Иван Сафронов и Максим Иванов, которых уволили спустя 8 лет.

Максим Иванов, бывший корреспондент отдела политики «Коммерсанта»: Одно дело, что было с Максимом Ковальским, а другое, что было с Машей Карпенко, третье — у нас. Абсолютно разные ситуации. Следующая ситуация — она всегда уникальна.

В том же 2011-м в Петербурге из киосков изъяли почти весь тираж «Власти». На обложке вновь была Валентина Матвиенко и подпись «За сосули перед Отечеством». В статье писали, что тогдашняя губернатор согласилась перейти в Совет Федераций. Увольнений вслед за изъятием тиража не последовало. А вот из-за нынешнего исполняющего обязанности губернатора Петербурга Александра Беглова от работы не так давно отстранили журналистку Марию Карпенко.

Мария Карпенко, бывшая корреспондентка «Коммерсанта»: Причиной моего увольнения было названо то, что содержимое моего канала «Ротонда», в котором я пишу о петербуржской политике от собственного лица, противоречит редакционной политике «Ъ».

В своем телеграм-канале Карпенко критиковала городскую власть. Глава издательского дома «Коммерсант» Владимир Желонкин заявил, что Карпенко поставили перед выбором: либо газета, либо канал в телеграме. Беглов тут не при чем.

В 2012-м из «Коммерсанта» ушли две журналистки — Мария Жолобова и Ольга Чуракова, теперь обе работают в издании «Проект».

Ольга Чуракова, корреспондент издания «Проект»: Мы с ней сходили на пресс-конференцию к Дмитрию Пескову, которая была лекцией в академии журналистов «Ъ». И Маша с нее передала несколько новостей на сайт. Обе из них были про Навального. Некоторые первые лица «Ъ» были очень недовольны ситуацией, что какие-то две непонятные девочки опубликовали новости off the record от самого Пескова о Навальном.

Навальный стал причиной и другого громкого увольнения — так писало издание РБК об отстранении главреда сайта Андрея Коняхина в 2017-м. На сайте появилась расшифровка интервью оппозиционера радиостанции «Коммерсантъ FM». «Реформа издательского дома» — так назвало отставку руководство.

Уход руководителей издания официально никогда не подавался как увольнение. Но главные редакторы менялись регулярно и, похоже, не по доброй воле. Тот же РБК настаивал: главреда Михаила Михайлина попросили на выход из-за статьи «Роснефть восстала против Запада». В день публикации на сайте «Роснефти» вышло такое заявление:

«Роснефть» официально заявляет, что сведения, содержащиеся в публикации газеты «Коммерсант» о неких инициативах Компании по выдвижению встречных санкций не соответствуют действительности. ОАО «НК Роснефть» предпринимает все необходимые действия в защиту своей деловой репутации и интересов своих акционеров, включая обращение в суд.

Михаил Михайлин, бывший главный редактор газеты «Коммерсантъ»: Это было решение обоюдных сторон, потому что я выполнил перед акционерами все обязательства. На меня давление сильно не оказывалось. Но когда я увольнялся, я имел отношение напрямую с акционером,  потому что де-факто он был работодателем.

Спустя год об уходе неожиданно заявил главный редактор Сергей Яковлев — «Личные обстоятельства». И снова РБК написал: всему виной статья о присвоении звания героя России руководителю АП Сергею Кириенко. После увольнения Яковлева исполняющим обязанности стал Владимир Желонкин. Источник «Медузы» тогда сообщил, что это ненадолго: «Желонкин — это временно. Он зачистку и сокращение проведет, а потом найдет другого главреда».

Но спустя год Желонкин продолжает быть главным редактором. На вопрос о том, что планирует газета после увольнения целого отдела политики он ответил кратко: «выходить».

Михаил Михайлин, бывший главный редактор газеты «Коммерсантъ»: В «Коммерсанте» было правило — в таких случаях главред брал на себя ответственность за публикацию таких заметки. Если я подписал полосу, то я за нее отвечаю. Я был обязан — и я это делал — разделял ответственность со своими журналистами.

Фото: Ирина Бужор / «Коммерсантъ»

Другие выпуски