Вторая волна коронавируса в России: что будет осенью и введут ли новый карантин

31/07/2020 - 22:28 (по МСК) Валерия Ратникова
Поддержать ДО ДЬ

В воздухе висит вопрос о второй волне коронавируса. Даже если вирус временно победили, то он не сдался, — и многие готовятся к новому росту эпидемии — точнее, к тому, что власти снова объявят карантин. В Москве с 1 августа открываются кинотеатры, но запрет на массовые мероприятия так и не будет снят, как сообщил Сергей Собянин. А уже с 31 июля были резко ужесточены требования в ресторанах и магазинах: туда больше не пускают без маски. Что это — мера предосторожности или власти знают больше, чем говорят? А что будет в сентябре, когда Москва начнет жить в привычном ритме? В том, стоит ли все-таки ждать второй волны, разбиралась Валерия Ратникова. 

Премьер-министр Михаил Мишустин еще неделю назад в эфире «России-24» говорил о том, что второй волны можно избежать, если соблюдать рекомендации врачей. Тогда он мыслил позитивно, а потом что-то пошло не так. И вот уже сейчас президент Путин рассуждает осторожнее главы правительства. «Ситуация с распространением коронавируса еще может обостриться», — сказал он на совещании по санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. 

Вслед за президентом, видимо, стали осторожнее и московские власти. Кому как ни мэру столицы, встретившей коронавирус одной из первых, знать, когда пора вспомнить о масочном режиме, который, кстати, никто не отменял, хотя все, кажется, о нем забыли.

В нескольких торговых компаниях и ресторанах Дождю рассказали о том, что из районных управ к ним прошло особое уведомление. Судя по всему, с 30 июля проверки масочного режима в столице ужесточили. Пока в мэрии, по источникам «МБХ-Медиа», готовятся к новой самоизоляции, а в метро большинство свободно ездит без масок — рестораны и магазины начали жестче штрафовать за нарушение эпидемиологических ограничений. Получается, столица, а за ней и вся страна в предчувствии второй волны эпидемии?

Николай Лунченков, врач-инфекционист: Не бывает таких пандемий и вообще инфекционных заболеваний, которые прошли одной волной и ушли. Это всегда волнообразно. Другое дело, что волнообразность бывает по разным причинам: либо это сезонное явление, когда у нас сменился климат и стал более благоприятным для вируса, и тогда пошли случаи, либо же это другие причины, когда, например, меняется поведение популяции, в которой вирус преобладает, или меняются какие-то практики. На других вирусных инфекциях мы это видим. 

Николай Крючков, гендиректор «Клиникал Экселанс Груп»: Когда в дальнейшем все расслабляются и снимаются все ограничения, неизбежно при отсутствии накопления коллективного иммунитета возникает следующий всплеск заболевания. Тем не менее, большинство специалистов — англичане, французы, американцы — они говорят о диапазоне от 43% до 60%. Вопрос такой: к осени достигнем ли мы уровня, например, в 50% иммунных популяций России или Москвы. Мой ответ: конечно, нет. А для России чуть позже Роспотребнадзор уже озвучил цифру в 26% даже. Я думаю, что это, мягко говоря, сильно переоцененная величина. С моей точки зрения, истинное значение иммунитета близко к 10-12%. Не больше. 

Но прежде, чем предполагать, будет ли вторая волна коронавируса в России, стоит разобраться, что вообще такое вторая волна. Для начала нужно посмотреть на график числа новых зарегистрированных случаев COVID-19 у нас по стране. 11 мая было пиковое значение: 11 656 новых зараженных. И дальше медленное снижение в два раза до стабильных пяти-шести тысяч случаев в день.

В Испании ситуация другая. Пик заболеваемости — в апреле, восемь тысяч зараженных, а уже в июне в 20, а не в два раза меньше заболевших в день. Дальше ограничения ослабли — и вот подъем новой волны.

А вот Израиль один из первых признал начало второй волны эпидемии. В мае — почти нулевые показатели новых зараженных. К июлю — резкий рост до 2000 случаев, и вторая волна — мощнее первой.

Евгений Качман, специалист по инфекционным болезням и терапии: На сегодняшний день процент населения, переболевшего коронавирусом в симптоматической или асимптоматической форме, он маленький. В Израиле до этой волны он был меньше 1%. Это очень мало. Примерно 1,5 месяца назад все было открыто, вдруг все открыли, кинотеатры и театры не открывали, но собирались, а остальное все было открыто, в том числе рестораны, бары, пляжи. Но при этом было рекомендовано — это было везде написано, об этом везде говорилось, — чтобы люди соблюдали социальную дистанцию двухметровую, чтобы в очереди не стояли один за другим и чтобы носили маски в общественных местах, особенно в закрытых помещениях. Но, к сожалению, этого никто не делал. И тут началось. Идея: пытаться снизить кривую заболеваемости, не закрывать всю систему, не вводить общий карантин. 

В Израиле вновь закрывают рестораны, спортзалы, торговые центры, а среди заболевших становится больше молодых людей. Сейчас рост количества новых зараженных в день, кажется, остановили.

У нас же на ситуацию надо смотреть иначе. Прирост заболеваемости держится примерно на одном уровне. При этом, по карте снятия ограничений в регионах, понятно, что все неоднородно: где-то открылись полностью, где-то только начали снимать.

Стопкоронавирус.рф

Примерно одинаковое число новых заболевших в день держится за счет вновь возникающих и затухающих вспышек в разных регионах. Это можно посмотреть в таблице со статистикой у «Яндекса». По таблице видно, что пик заболеваемости разные регионы переживали в разное время. Например, Москва — в мае. Сахалинская область — в июле. Тем временем эксперты по статистике нашли еще один способ вычислять, где в России эпидемия нарастает.

Борис Овчинников, директор по исследованиям Data Insight: Вспышка заболеваемости в том или ином регионе, даже правильнее говорить в том или ином городе, логично ожидать, что она отразится и на статистике поисковых запросов. Речь идет про запросы, связанные с симптомами. Например, «не чувствую запахи». Многочисленные и местами интенсивные, по крайней мере, судя по поисковой статистике, вспышки, которые были в июне и начале июля, на большой территории от Средней Волги (Чебоксары, Татарстан) до Омска — все эти вспышки идут на убыль. В последние две примерно недели мы видим заметный рост запросов на Черноморских курортах — таких, как Сочи, Геленджик и Анапа, так и Крымский полуостров, так и в целом по Краснодарскому краю. 

В Краснодарском крае до сих пор показатель заболевших на 100 тысяч населения был одним из самых низких. Наибольшее количество новых зараженных, начиная с майских праздников и до конца месяца, в районе 100 в день. Теперь, когда все опять отправились на российские курорты, число зараженных вновь растет.

Получается, что вводить новый режим нерабочих дней одновременно по всей стране, по крайней мере, неразумно. Вторая волна — везде своя, где-то еще и первая не закончилась. Да и вообще карантин власти вводить не то чтобы настроены. Реальные доходы россиян сейчас упали максимально с 1999 года. А за все время самоизоляции из Фонда национального благосостояния почти ничего не потратили.

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа: Пока сейчас настрой такой, что, скорее, будут занимать, но постараются не брать оттуда деньги. Другое дело, что вопрос возникает: вроде бы это было на черный день, то есть один локдаун — это не черный день, а если будет второй локдаун — это тоже не черный день что ли? На 1 апреля 2020 года там было 12,9 триллиона рублей. Соответственно, на 1 июля 2020 года там было 12,1 триллиона рублей. Такой большой период вроде прошел, так что и деньги еще есть в загашнике государственном — в ФНБ. Вывод: если еще такое придется вводить, то экономика переживет и второй локдаун. 

Новый карантин не выгоден почти никому, но к осени готовиться необходимо. 

Николай Крючков, гендиректор «Клиникал Экселанс Груп»: Да, чудо может произойти. Может быть, существует что-то, чего мы не понимаем про эту инфекцию. Например, мы немного переоцениваем ее инфекционность. Будет достаточно, условно, 20% людей, как шведы сейчас оценили, для того, чтобы резко замедлить темпы распространения. Пока доказательств нет, но вдруг. Может быть такое. Но, скорее всего, такого не будет. Если мы будем рассчитывать на оптимистичный сценарий, то мы с высокой вероятностью проиграем сразу. Поэтому я бы, например, к осени очень серьезно готовился. 

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски