На этой неделе произошло сразу два события, которые говорят о новом витке преследований в социальных сетях. В Приморье возбудили первое в России уголовное дело из-за репоста в Телеграме, а в Красноярске прокуратура попросила приговорить активистку к полутора годам колонии поселения за картинку из закрытого альбома во «ВКонтакте». Саркис Дарбинян, юрист общественной организации «РосКомСвобода» рассказал, за какие действия в интернете можно попасть в тюрьму и ждет ли Россию национальный фаервол.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Поделился «важным текстом» в группе в Telegram — Обвинение в публичных призывах к экстремизму (ст. 280 УК РФ)
Сторонник Алексея Навального из Приморского края — юрист Дмитрий Третьяков — якобы переслал в открытую телеграм-группу пост Аркадия Бабченкова
«Я сейчас скину важный текст… Бабченко на месте не было, в основном он абсолютно прав», — написал пользователь с ником «Дмитрий». В марте к нему пришли с обысками.
Эксперты признали пост «призывом-воззванием к осуществлению экстремистской деятельности». Третьяков говорит, что ничего не отправлял и что в телеграме у него другой ник. Аркадию Бабченко никаких претензий не предъявили.
Сохранил картинку во «Вконтакте» — Год колонии-поселения, затем штраф 200 тысяч
Жителя Зеленограда Евгения Корта признали виновным в возбуждении ненависти либо вражды из-за публикации во «ВКонтакте» мема с Тесаком — националистом Максимом Марцинкевичем — и Пушкиным, которого тот называет «чуркой».
Корт говорил, что «случайно сохранил его» в альбоме. На картинке обнаружили «совокупность психологических и лингвистических признаков унижения нерусских».
Репостнул мем с зубной пастой во «ВКонтакте» — 2 года и 3 месяца колонии-поселения
Инженера-электрика из Твери Андрея Бубеева приговорили к 2 годам и 3 месяцам за перепост во «Вконтакте» картинки тюбика зубной пасты с надписью «Выдави из себя Россию» и статью публициста Бориса Стомахина, осужденного в 2014 году на три года за публичные призывы к терроризму. Суд счел репосты Бубеева публичными призывами к экстремистской деятельности.
Запостил старую фотографию собственного дома — Штраф в 1000 рублей
Журналистка из Смоленска Полина Петрусева опубликовала во «Вконтакте» архивную фотографию своего двора времен немецкой оккупации. На изображении был виден флаг с нацистской символикой. Ее оштрафовали на тысячу рублей за «Пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики».
Имел IP-адрес — 3,5 месяца в СИЗО и полгода под домашним арестом
25-летнего преподавателя математики и администратора одного из выходных узлов интернет-анонимайзера Tor Дмитрия Богатова обвиняли в призывах к массовым беспорядкам и терроризму. 29 марта 2017 года с IP Богатова пользователь под именем Айрат Баширов написал на форуме сисадминов посты, в которых требовал изменений в стране, которые невозможны без насилия.
Вот эта история с репостом в телеграме ― насколько, вы считаете, это прецедент?
Я думаю, что уже несколько лет мы это наблюдаем, поэтому мы уже не удивляемся этой практике, и, несмотря на общественные протесты, судя по всему, законодатель не хочет менять норму, а правоприменитель готов и дальше привлекать пользователей за репосты и ретвиты.
Правильно ли я понимаю, что на самом деле рост большой арестов и преследований? У нас сколько, три статьи, да, которые таким образом используются? Это терроризм, это экстремизм и это еще территориальная целостность, да?
И оскорбление чувств верующих сюда тоже, наверно, можно добавить.
А, еще оскорбление чувств верующих. То есть их четыре.
Их четыре, да.
И какой это тренд? Грубо говоря, это арифметическая прогрессия или геометрическая, если так?