«Вот программа четвертого срока Путина»: почему приговор Улюкаеву — главное политическое событие 2017 года

Колонка Михаила Фишмана
Поддержать ДО ДЬ

16 ноября прошлого года министр экономического развития России Алексей Улюкаев приехал в офис компании «Роснефть», якобы — то есть по заключению следствия — за взяткой в 2 миллиона долларов. В эту пятницу, 15 декабря, прозвучал приговор: 8 лет колонии строгого режима. И это, безусловно, главное событие года. Как будто кто-то буквально сидел и писал сценарий — вот так Владимир Путин начинает предвыборную кампанию. Вот, собственно, программа его четвертого президентского срока. За день до приговора он сказал на пресс-конференции, что будет строить современную Россию, которая устремлена в будущее, а также указал на дело Улюкаева: следствие считает, что у него достаточно доказательств. Так и произошло — доказательств хватило не только следствию, но и суду. 

Михаил Фишман: 8 лет колонии строго режима. Да, последнее слово высшей инстанции еще не сказано. Да, возможно срок будет сокращен. Да, не исключены варианты еще более гуманного развития событий: амнистия после президентских выборов, отмена исполнения приговора по физическому здоровью, помилование, наконец. Вероятно, хотя не точно, Улюкаев проведет за решеткой не все эти 8 лет. Но даже если так, это будет милосердие постфактум, милосердие сверху. Улюкаева, прежде всего, очень жалко по-человечески. Он достойно держался в ходе всего процесса, и в том числе когда говорил свое последнее слово — очевидно все это время понимая, что ничего хорошего его не ждет. Его жалко в том числе и потому, что вне зависимости от того, знал он что в этом чемодане или не знал, он стал жертвой не правосудия, а спецоперации, и мы это знали с самого начала. 

Но сочувствовать можно не только одному Улюкаеву. Его 8 лет — это приговор всей умеренно либеральной части элиты — и в правительстве и вокруг него. Его 8 лет — это самый мощный сигнал о том, как Владимир Путин видит свой следующий срок и что он собирается делать. 
 

Другие выпуски