Прикладная вирусология: зачем американцы придумали COVID-19 и другие идеи, популярные на верхних этажах власти
Михаил Фишман — о том, как в высших эшелонах российской власти возникли теории заговора вокруг коронавируса.
Депутат Государственной думы Виталий Милонов предложил карать в уголовном порядке всех тех, кто не верит в опасность коронавируса, и направил соответствующий запрос в Минюст. «По моему мнению, злоумышленное отрицание, подстрекательство и саботаж борьбы нашей страны с коронавирусом могут быть юридически приравнены к намеренному заражению граждан опасными заболеваниями и караться по нормам Уголовного кодекса», — говорится в письме Милонова.
Инициатива депутата Милонова творчески развивает законодательную логику всех депутатов, которые еще на старте антивирусной борьбы первом делом приняли поправки в Уголовный кодекс, чтобы за распространение фейков о вирусе сажать на срок до пяти лет. Вот недавно, к примеру, Следственный комитет возбудил уголовное дело против создателя паблика «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова за информацию о якобы случившейся вспышке вируса среди курсантов одного из военных училищ в Сибири.
Но мудрый депутат Милонов сообразил, что преступлением является не только преувеличение масштаба эпидемии, но и принижение исходящей от вируса опасности. И тогда жизнь на карантине действительно обретает смысл, потому что превращается в настоящий квест: как, не выходя из дома, пройти между Сциллой паники и Харибдой скепсиса и при этом не сесть в тюрьму? Такая задача по плечу, конечно, не каждому даже среди чиновников.
За примерами далеко ходить не надо. Вот что еще совсем недавно говорил Александр Мясников, главврач 71 московской больницы и доверенное лицо всех, кого можно, на любых выборах, то есть Путина и Собянина, а теперь еще и глава центр мониторинга по борьбе с коронавирусом: «Я не знаю, зачем и кому это нужно, сегодняшняя вот эта истерия, потому что на самом деле этот коронавирус не очень контагиозный, то есть не очень заразный, куда меньше заразен, чем, допустим, та же корь. У него не очень высокая смертность, почти в два, а то и в три раза ниже, чем в предыдущую эпидемию коронавируса».
Злоумышленное это отрицание или по недосмотру — тут, как говорит Путин, следствие разберется. Но согласитесь, это был бы идеальный образ борьбы с эпидемией в России: государство, которое борется с собственными чиновниками, которым поручено бороться с эпидемией, потому что эти чиновники не успевают за линией партии. Как говорит инструктор Михаила по онлайн-йоге во время карантина, проявите чудеса гибкости, укусите себя за локоть.
Одна часть государства уже вылезла из кустов, другая только туда заходит, и обе вдруг уставились друга на друга. Вы мне на это скажете: доктор Мясников это говорил давно, сегодня ситуация изменилась. Не так уж и давно, начнем с этого, но важно понимать, как поменялась позиция доктора Мясникова. Действительно, доктор Мясников не то чтобы отрицает, что коронавирус есть и это серьезно. Но и сказать, что он это подтверждает, тоже не получается. Вот что он говорил буквально несколько дней назад: «Мне-то лично кажется, что все это было затеяно немножко искусственно, немножко раздуто, не знаю кем. А потом, знаете, когда паника началась, вот этот пожар, кто-то бросил спичку, чтобы сжечь траву, а занялся лес, так и тут, потом уже все потекло, вышло из-под контроля и идет по закону паники».
Что конкретно имеет в виду доктор Мясников ― что те, кто придумал вирус, хотели поджечь траву, а загорелся лес, или просто зря люди нервничают, сказать трудно. Но, в любом случае, внимательно отнеситесь к тексту заклинания, на фоне которого выступает доктор, оставайтесь дома, уже хотя бы потому что иначе вы встретитесь либо с доктором Мясниковым с клювом в руке, либо с полицейскими, либо с депутатом Милоновым.
Впрочем, надо отдать должное депутату Милонову ― он последовательно борется с коронавирусом еще с начала февраля, когда он призвал запретить посылки из китайских интернет-магазинов. Можно как угодно относиться к Милонову, но он, пусть экстремальными методами, стремится победить именно сам вирус. Он заботится о здоровье людей, пускай и своеобразным образом. Милонов предлагает сажать тех, кто спекулирует масками, тех, кто сознательно разносит вирус, и так далее. Он даже придумал культурную программу, чтобы правильно проводить время на карантине.
«Виталий Милонов считает, что людям в это непростое время нужны положительные эмоции, которые укрепляют иммунитет. Поэтому, считает он, находясь в самоизоляции, лучше отдать предпочтение не американским „страшилкам“ про ходячих мертвецов, а хорошим отечественным фильмам. В качестве примера такой телепрофилактики парламентарий назвал „Место встречи изменить нельзя“ и „Белое солнце пустыни“», ― сообщает сайт «Политроссия».
Иммунитет каждый укрепляет как умеет, но еще раз: факт заключается в том, что враг депутата Милонова — непосредственно эпидемия, и в этом смысле он адекватнее и доктора Мясникова, и других бойцов, которые встали в авангарде борьбы за здоровье российских граждан. «Трудно утверждать наверняка, но все это очень подозрительно», — вот мысль, которую произносит доктор Мясников, пытаясь успеть за той самой линией партии: кроме самого вируса есть некая сила, дирижер, движущий мотор то ли паники, то ли самой болезни, а может быть, и того, и другого вместе, как уже решили в комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета.
РИА Новости, 14 апреля 2020: Пандемия коронавируса стала еще одним поводом для информационной войны против России, заявил глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андрей Климов. Государственные «информационные машины» стран НАТО пытаются не только искажать действительность, но и «сеять панику среди россиян», добавил он. «Более того, из Китая все чаще поступают данные о том, что коронавирус туда мог попасть от американцев. В Иране вчера вообще заявили о том, что COVID-19 может быть биологическим оружием», — напомнил парламентарий.
В Иране просто так не скажут, тем более что Иран тоже под санкциями. Оружие вирус или не оружие, вопрос для руководства страны как минимум нерешенный, и тут важно помнить, как власть реагировала на кризис. В начале марта депутат Милонов уже бил в набат и призывал закрыть кальянные в Петербурге и в Москве, а Владимир Путин в это время все еще считал, что эпидемия обойдет Россию стороной, и готовил голосование по поправкам в Конституцию.
Если посмотреть на действия и заявления президента в связи с эпидемией, то видно, что он все время опаздывает, идет ли речь об оценке эпидемиологической ситуации в стране, о финансовой поддержке бизнеса и так далее. Нет сомнений, что тогда же, в начале марта, Путин не понимал, что происходит. Нет сомнений, что в России есть — должны быть — эксперты, которые уже тогда, а на самом деле еще раньше, могли, должны были нарисовать для президента правдоподобную картину развития эпидемии — сценарии, из которых вытекало бы, что надо делать.
На самом деле, в Америке произошло что-то похожее: президент Трамп не отреагировал вовремя и пропустил удар коронавируса по стране. И вот по какой причине, как пишет New York Times:
«Трамп реагировал на эпидемию сразу после импичмента в Конгрессе и во время слушаний по импичменту в Сенате, и на его реакцию повлияли его подозрительное и пренебрежительное отношение к тем, кого он считал „глубинным государством“ — к тем самым людям в правительстве, чьи опыт и экспертное знание могли быстрее подвести его к решениям, которые затормозили бы распространение вируса и, вероятно, спасли бы жизни людей».
New York Times подробно объясняет, что случилось в Вашингтоне: грубо говоря, свойственное Трампу подозрительное отношение к научному знанию предопределило абсолютно провальный ответ Соединенных Штатов на приближение эпидемии. Относительно Трампа Путин реагировал на самом деле раньше — у него уже и американский пример был перед глазами, но ясно, что качественную научную экспертизу Путин либо не получил вовремя, либо ей не воспользовался.
Детали нам пока неизвестны, но президент Российской академии наук Александр Сергеев на этой неделе заявил вот что, по информации «Интерфакса»: «Президент Российской академии наук Александр Сергеев выразил сожаление, что из-за потери контроля над сетью академических институтов вследствие резонансной реформы РАН 2013 года академия не может напрямую заниматься научными разработками и бороться с коронавирусной инфекцией».
Пока неизвестно, кто и какие докладные записки писал Путину о распространении вируса в январе-феврале и начале марта, когда это было критично и важно. Может, и не станет известно никогда, но известно, кто и зачем организовал ту самую резонансную реформу Академии наук в 2013 году. Суть реформы заключалась в том, что, собственно, Академия наук превратилась в что-то вроде клуба ученых, руководство же академическими институтами перешло к новообразованному органу ФАНО — Федеральному агентству научных организаций.
В 2018 году ФАНО просто вошло в состав Министерства науки, а руководитель ФАНО, в прошлом замминистра финансов Михаил Котюков стал министром науки и просвещения. Но сам-то Котюков не автор реформы, а просто менеджер.
А вот что еще в 2016 году писал о роли в этой реформе президента Курчатовского института Михаила Ковальчука академик, завлабораторией теоретической физики Института электрофизики Уральского округа РАН Михаил Садовский: «[Ковальчук] явно стремился занять и пост президента РАН. Беда только в том, что члены Академии не слишком высоко оценили его научный уровень — дважды „прокатывали“ на выборах в академики, а потом даже не переизбрали в должности директора Института кристаллографии. Выборы-то в РАН по-прежнему проходят вполне демократически, и намеки „сверху“ далеко не всегда помогают. В итоге оскорбленный Ковальчук провозгласил, что „РАН должна погибнуть, как погибла Римская империя“, и взялся за дело. Пользуясь своими связями в высших кругах государственной власти, именно он наряду с Фурсенко и Ливановым стал основным идеологом „реформы“ РАН».
Известно, что Михаил Ковальчук — старший брат банкира Юрия Ковальчука, возможно, самого влиятельного олигарха сегодня в России. Про Юрия Ковальчука говорят, что он ключевой, важнейший политический советник Путина, но имя его брата тоже на слуху — например, если брать самые последние новости, то в связи с назначением нового директора Института теоретической и экспериментальной физики в Москве, которым оказался ― и это не шутка ― бывший начальник УВД на московском метрополитене, генерал-майор Игорь Божков, а на территории института теперь планируется крупное жилищное строительство. На Ленинском проспекте в Москве земля дорогая, и российское глубинное государство отправляется на окраину.
А если бы наоборот — академика посадили руководить полицией в метро, случился бы там коллапс с проверкой пропусков в эту среду? Но зато хотя бы понятна логика реформы науки: государство делает упор не на теоретическую физику, а на экспериментальную, практическую, физику прямого контакта. Если приковать к батарее института пятерых правонарушителей общей массой 345 килограммов, то каково будет оказываемое ими на батарею давление, если плотность металлического наручника составляет 7000 килограмм на кубический метр?
Это вот к чему: сам президент Курчатовского института Михаил Ковальчук на днях рассказал на телевидении, откуда взялся зловредный вирус и зачем он понадобился: «И было, и есть оружие бактериологическое. И сегодня наука развита так, что сконструировать вирус, любую вообще биологическую систему в компьютере нет вопроса, а сделать ее генетически живой ― тоже. Это вопрос технический. Я не хочу вдаваться в то, появился этот вирус искусственным путем или он естественный, я об этом скажу в конце.
Но хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня один этот вирус, которого никто не видел, полностью остановил мировую систему. Всю. А это что означает? Появился колоссальный совершенно вариант управления миром, причем в управлении миром у вас работает животный страх смерти, который как бы объективен. Никакое кибер- или когнитивное воздействие не оказывает такого ужаса на человека. Это животный страх смерти, он всеобъемлющ. Это идеальная система для управления в этом смысле и для любых изменений в мире».
Во-первых, важное соображение президента Курчатовского института: этот вирус никто не видел. Может быть, он очень маленький, а может, это и не вирус вовсе. Во-вторых, где была бы сейчас российская наука, если бы не знаменитая традиция научной дискуссии? Помните, как в 1991 году в известном интервью Сергею Шолохову Сергей Курехин рассказывал о природе большевистской революции 1917 года: в человеке, который с детства принимает грибы-мухоморы, мухоморы постепенно вытесняют его личность, то есть человек постепенно превращается в гриб.
Сергей Курехин: То есть человек потихонечку превращается в гриб.
Сергей Шолохов: И в радиоволну.
Сергей Курехин: И, соответственно, в радиоволну. То есть человек становится и грибом, и радиоволной в едином облике.
Это тот стандарт обоснованного научного знания, который был задан специалистами на излете еще советской эпохи и был пронесен через все бури 90-х годов. Да, академические институты пострадали в ходе реформы 2013 года, но удалось, как вы видите, сохранить основы. Как говорил новый директор Института теоретической и экспериментальной физики генерал-майор Божков, на московском метрополитене присутствуют все полицейские службы, кроме ГИБДД, по понятным причинам.
Михаил Ковальчук предлагает столь же ясную, хотя и более развернутую концепцию организации нового мирового порядка, как его видят американцы (невозможно не дать еще одну цитату): «Надо сказать, что они население в цивилизованных странах сокращают в лайковых перчатках: через ЛГБТ и childfree families, без детей семьи, так? А что касается промзоны, такая ситуация, как вирус, разберется с любой промзоной, понимаете? Поэтому вопрос заключается в том, что сегодня мир переходит совершенно в конвульсиях в новую систему. Понимаете, что такое произошло? Вот смотрите, у вас, если задуматься, фильм „Мертвый сезон“, сегодня происходит технологически его абсолютная естественная реализация».
Тут нельзя не согласиться с членом-корреспондентом Академии наук Михаилом Ковальчуком. В качестве аналогии приведена цитата из знаменитого интервью Курехина, но то, что говорит Ковальчук, действительно является изложением сюжета фильма «Мертвый сезон». Там злодеи-империалисты заняты разработкой именно такого рода вооружений: «Работать будут представители неполноценных раз, прошедшие специальную психохимическую обработку, но в совершенно иных дозах».
Можно спорить о достоинствах и недостатках этой киноленты. Также неизвестно наверняка, согласен ли с Михаилом Ковальчуков Владимир Путин — гуманитарная помощь Нью-Йорку в виде 30 аппаратов ИВЛ вроде бы говорит, что нет, не согласен. Хотя это может быть операцией прикрытия. Известно, что секретность для того и нужна, чтобы нельзя было понять, что происходит на самом деле. Но в любом случае приходится признать, что на самых верхних этажах научно-политической элиты — теперь кооператив «Озеро» называют так — эпидемиологическая обстановка в стране и в мире оценивается как будто изнутри очередной бондианы.
Как известно, премьеру последнего фильма про Джеймса Бонда вместе с голосованием по поправкам к Конституции пришлось перенести на осень, а Владимир Путин временно ведет дела из своих резиденций в Ново-Огарево и Бочаров Ручей, потому что it’s no time to die. Но Михаил предпочитает оценивать аналитические выкладки Михаила Ковальчука под тем же углом зрения, что и самый здравомыслящий депутат в этих кругах Виталий Милонов: нет ли здесь отрицания рисков, которые таит в себе эпидемия коронавируса? И приходится прийти к закономерному выводу: конечно, нет. Это новый глава центра мониторинга коронавируса доктор Мясников подвергал сомнению опасность, которая исходит от новой болезни, но и он уже исправился, как мы знаем.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.