Путин против антипрививочников: как Россия пришла к обязательной вакцинации
В России произошла новая вспышка заболеваемости коронавирусом, уже в нескольких регионах для ряда профессий введена обязательная вакцинация. Интересно, что на этом фоне даже в рамках прямой линии президента из уст ведущей прозвучал вопрос — прививался ли Путин, и если да, то почему не показал процесс? Однако ответ на него, вне зависимости от содержания, не сыграет существенной роли. Для личных встреч с президентом люди по-прежнему вынуждены соблюдать двухнедельный карантин, среди граждан по-прежнему к вакцинации большое недоверие — процветает рынок поддельных сертификатов, а некоторые и вовсе умудряются сравнивать ограничения для непривитых с сегрегацией времен нацистской Германии. Тем более, что о положительной динамике в борьбе с эпидемией, особенно на фоне западных стран, сам Путин упоминал неоднократно даже в нынешнем году. В новом выпуске программы «И так далее» Михаил Фишман попытался разобраться, есть ли все-таки у властей план по борьбе с коронавирусом.
Россию накрыла волна индийского штамма, а вслед за ней — добровольно-принудительная вакцинация. Добровольная в том смысле, что никто делать себе прививку по-прежнему не обязан. Обязательная — потому что не сделаете и лишитесь работы: пока речь идет о сфере услуг, о госслужащих, о медработниках, о преподавателях и тому подобное. Пока это 12 регионов, но самые населенные, и их количество растет каждый день, — по мере того, как страну накрывает и дальше и растут очереди в больницы и в морги. Сегрегация шагает по стране: невакцинированных не пускают на черноморские курорты и в московские рестораны — включая «Макдональдс», — а это важно, даже не кладут без прививки на плановые госпитализации в больницы.
Конечно, это удар под дых, нож в спину. Россия ведь уже не раз бесповоротно и окончательно побеждала заразу коронавирусную как половцев с печенегами. Так часто, как за последний год о победе над ковидом, Путин в свое время объявлял только о завершении войны и выводе войск из Сирии:
14 июня 2020: Нам в целом удалось выполнить задачу, которую мы перед собой ставили — защитить граждан России от этой заразы.
20 июня 2020: Эпидемия начинает отступать.
28 января 2021: Пандемия действительно постепенно отступает.
14 февраля 2021: Мобилизация всей системы здравоохранения и всей промышленности оказалась просто несравнимо выше, чем в европейских странах и Штатах. Там вообще развал какой-то.
В последний раз Путин всерьез рассказывал, что Россия справилась с коронавирусом лучше, чем Штаты или Европа, полгода назад, в феврале, когда страна уже отставала по темпам вакцинации в десятки, если не в сотни раз. И вдруг на тебе — принудительная вакцинация и закрытый «Макдональдс». Внезапно, без объявления войны.
Общество в ужасе — вот теперь государство показало свою настоящую сущность, это вам не митинги разгонять, не в тюрьмы бросать людей и не Конституцию менять под конкретного человека. Уже расцветает рынок поддельных сертификатов и QR-кодов. А как еще справляться с такой напастью? А актер Егор Бероев так и ходит с желтой звездой на лацкане. Надо признать факт: он такой не один. Аналогичным образом протестует против сегрегации американский сенатор и антивакцинатор Джим Уолш, он кстати еще сравнил сопровождающую вакцинацию лотерею с «Голодными играми», и это красиво. Почему москвичи отстают и не кричат, что еженедельный розыгрыш автомобилей за прививку — это обман народа?
В общем, заранее было ясно, что для прямой линии Путина это тема номер один. Возможно, впервые люди реально ждали от него ответа на вопрос, что происходит. Что же он скажет людям? Как, что? Путин как всегда решительно снял с себя всю ответственность за вводимые меры по борьбе с эпидемией — побеждать печенегов и половцев это, как известно, забота глав регионов на местах, он-то сам против обязательной вакцинации, это губернаторы вводят ограничения, но в полном соответствии с законом. Затем снова рассказал про сделанную им прививку и на этот раз даже назвал вакцину — «Спутник», как мы и предполагали. Но вопрос-то на самом деле был не только про это, а в первую очередь про вот что:
Скажите правду: Президент сделал прививку или нет? Почему видео не показали?
Путин отвечает мягко, но смысл такой: да что вы ко мне пристали, а если бы в задницу кололи — тоже бы надо было показывать? Мой инстинктивный ответ — ну да, а в чем проблема-то? А потом представил себе Путина в самой известной сцене про укол в задницу из фильма «Кавказская пленница» и задумался, кто тут Путин? Трус? Балбес? Бывалый? Нет, все, не будем, согласен, такое не стоит показывать. Но сама эта сцена войдет в анналы: Путина на прямой линии народ спрашивает: врет ли он народу или нет, а тот отвечает — ну, по такому поводу он не стал бы, большинство ж это понимает. Эта сцена опровергает сама себя: если бы большинство действительно поверило Путину, что он привился, то ему бы и не пришлось лишний раз в этом убеждать — снова рассказывать про реакцию организма на первый укол, на второй укол, температура 37,2, температура 36,6, у дочери — 37,5, в общем, стараться выглядеть убедительнее, потому что ему не верят — и чем больше он старается, тем сильнее сомнения. Да и вообще, это же прямая линия — кто в здравом уме будет ее смотреть в расчете на искренние ответы? Мы делаем вид, что задаем вопросы, вы делаете вид, что даете на них ответы, система делает вид, что фиксирует скачок обращений. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Да что там, у некоторых, когда они видят живую связь с президентом, не только пальцы — волосы на голове шевелятся. На самом деле, когда возникает живая связь, счет идет на сотни тысяч вопросов в минуту, иногда в секунду.
Так привился Путин или нет? Неправильно поставленный вопрос. А какая разница? Для рекламы «Спутника» это не так важно, потому что (смотри пункт первый) — ему все равно не верят, — и при этом абсолютно несущественно политически. Путин сделал прививку в марте. «Теперь он начнет передвигаться по стране», — говорил тогда его пресс-секретарь Дмитрий Песков, — его стиль жизни изменится, в переводе на русский, Путин выйдет из бункера. Но на самом деле, ничего не поменялось: дистанция между Путиным и людьми только растет, а всех посетителей по-прежнему держат на двухнедельном карантине перед визитом. Я вас об этом предупреждал еще тогда, в марте:
Как управлять страной из бункера и как это сказывается на принятии решений — это один, безусловно, очень важный вопрос. Например, премьер-министр Мишустин вряд ли может позволить себе просидеть две недели в полной изоляции — значит, они с Путиным лично не встречаются вообще. То есть то готов сидеть на карантине — тот и ближе к уху. А второй вопрос: как убедить людей вакцинироваться, если не веришь в вакцину сам? Я даже представляю себе этот разговор Путина с врачами: «Есть 100%-я гарантия? — Ну, 100%-й, конечно, нет. — Ну нет, значит нет». Владимир Путин заключил с населением взаимовыгодный, как обе стороны думали, пакт.
Люди тревожатся о своем здоровье сами — избыточная смертность в стране от марта прошлого года к концу апреля этого составила 500 тысяч человек, но раз общество не паникует, то и бог с ним. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Зато власть со своей стороны не объявляет локдауны — это четкий политический императив с самого верха, — и все довольны.
Пока Европа всю прошлую осень просидела на карантине, Россия жила в свое удовольствие, а власти рапортовали о победах. Да, в России много антипрививочников, но проблема еще и в том, что у Кремля и правительства нет никакого плана борьбы с коронавирусом, нет стратегии и нет ответственных. Как не было в течение всего последнего года, так нет и сейчас.
На юге ввели обязательные ПЦР-тесты — теперь авиакомпании не могут туда летать, потому что не в состоянии обеспечить тестами экипажи. Ямал вообще вводит запрет на въезд без сертификата или ПЦР-теста. Почему в Москве закрывают фан-зоны Евро-2020, а в Питере в разгар эпидемии собирают тысячи людей на праздник «Алые Паруса»? Может быть, потому что праздник курирует и спонсирует близкий знакомый Путина Юрий Ковальчук? «Алые Паруса» в нынешнем виде — это его детище. С другой стороны, разве можно взять и запретить праздник, где Ломоносов поет песню из «Электроника», а Александр Невский вышел в путь не один, а с другом — ну с Петром Первым.
На самом деле проблема именно в этом — вас там с друзьями много. Владимир Путин и его друзья очень ценят советский коллективизм — хоть под гимн, хоть под «Господ офицеров», хоть под Шаинского — тем более, что к самому Путину близко не подойдешь, ему дождик проливной не помеха, когда вся его страна вместе с ним, но при этом исполняет роль массовки на почтительном расстоянии.
А что поем? Русские песни, советские. Они мелодичные, красивые и содержательные.
«Прямая линия с Владимиром Путиным», 30.06.2021
В общем, в Питере все было сделано без сучка и задоринки, по последнему слову техники, и, как объяснил Дмитрий Песков, с учетом всех рекомендаций санитарных властей. Да-да, не три глаза, ведь это же не сон, и алый парус так же гордо реет. Я так и вижу эту сцену: глава Роспотребнадзора Анна Попова отменяет постановку, на которую друг Путина потратил так много душевных сил. Да и вообще, как писала «Новая Газета»:
По неподтвержденной информации, переносить нынешние «Алые паруса» в онлайн-формат (как это было из-за коронавирусных ограничений в прошлом году) не стали не только из-за возможного недовольства главного спонсора праздника, но и потому, что глава государства сам хотел посмотреть его из центра акватории.
В архаическом сословном обществе, где для знати и ее удовольствий одни правила, а для черни и ее жизни — другие, и сама жизнь человеческая ценится по-разному. Это понятно. Но как втолковать людям, что нужны и «Алые Паруса», или съезды «Единой России», или массовка на стадионе к годовщине Крыма, — но и вакцинация нужна тоже? Это одна проблема. Другая проблема в том, что у эпидемии в России нет понятной для общества цены, которую оно платит за отказ от вакцинирования.
В странах Европы уже привились от 40 до 65% населения, в среднем каждый второй, но не только потому что европейцы такие сознательные, а потому что знают, чем они рискуют. С самого начала прививка давала европейцам привилегии и — главное — позволяла избежать локдауна, объясняет молекулярный биолог и специалист по ковиду Ирина Якутенко:
…у европейцев, даже далеких от тонкостей иммунологии, есть мощнейший стимул как можно быстрее привиться: во-первых, подтвержденная вакцинация позволяет как можно скорее вернуться к нормальной жизни, а во-вторых, местные правительства готовы в случае очередной вспышки вновь вводить жесткие локдауны — практически в каждой стране есть ступенчатый план, прописывающий, с какого уровня заражений добавлять те или иные ограничения.
А в России после карантина прошлой весны Путин приказал, чтобы больше никаких локдаунов, зато теперь как снег на голову обязательная вакцинация. Тот самый известный в народе случай: ты все пела — это дело, так пойди же попляши. Бесплатный сыр бывает только в мышеловках.
На этой неделе Россия каждый день била рекорды смертности, только за одно это лето избыточная смертность может превысить 300 тысяч человек. А всего, как полагает независимый демограф Алексей Ракша, вместе с третьей волной потери могут достичь миллиона человека. Миллион человек — это, например, город Киров из последней прямой линии Владимира Путина. Год назад Путин хотел устроить в апреле голосование по поправкам, но его все-таки убедили, что будет катастрофа, и поэтому вирус победили к 1 июля, ровно год назад Россия проголосовала — точнее, не проголосовала, а было объявлено, что проголосовала за путинскую Конституцию. И вот теперь Путин вдруг сам разоблачает теории заговора, распространенные среди противников вакцинации. Говорит, надо слушать специалистов, говорит, непонятно, как такая чушь вообще людям приходит в голову:
Вы знаете, я чего только не слышал: что ничего нет, на самом деле никакой эпидемии не существует. Я смотрю иногда на то, как люди говорят. Вроде взрослые люди, образованные. Не знаю, откуда они это берут.
О, Путин выступающий против фейков и апеллирующий к ученым — это новый и специальный жанр. Представьте себе: вы пришли за консультацией к экстрасенсу, а он вам говорит: почитайте учебник физики. Послушать специалистов — прекрасный план. А вы сами не пробовали? Чтобы они рассказали вам, что Америка на самом деле не хотела украсть Сибирь, что Госдеп не вывозит из Украины чернозем самосвалами, что США не окружают Россию секретными лабораториями, чтобы заражать вирусами. Впрочем, какая прямая линия, такие и эксперты. Пока Юрий Ковальчук проводил в Питере «Алые Паруса», его брат Михаил Ковальчук из Курчатовского института как раз рассказывал, как американцы похищают жидкость из коленных суставов россиян, чтобы потом впрыскивать ее — я не шучу — в солдат НАТО. Это ученый. Это Михаил Ковальчук. Он на самом верху, вхож к Путину. Но он не сам по себе, за ним — целая научная школа, десятки, сотни экспертов, которые выступают каждый день и на всех каналах, вот примерно такие:
Исходя из таких косвенных фактов и тенденций развития мы можем предположить, что сегодня Пентагон заинтересовался уже непосредственными биоресурсами.
Косвенные факты — вот что сегодня определяет картину мира ближайшего окружения Владимира Путина, того самого окружения, на которое он ссылается, когда рекламирует вакцинацию и разоблачает теории заговора про коронавирус. Неясно ему, откуда они берутся:
Когда говоришь, что во всем же мире это происходит — «да, руководители стран сговорились». Они вообще понимают, что в мире происходит?
«Прямая линия с Владимиром Путиным», 30.06.2021
Они, наверное, не понимают — а вы? Что все сговорились — это чушь, согласен, а что американцы ни с кем не сговорились, а сами изобрели коронавирус, чтобы подчинить себе человечество, как в этом год назад убеждал тот же Михаил Ковальчук — это тоже чушь или уже не очень? А что российскими биоматериалами укрепляют солдат НАТО? Или это не Путин подтолкнул Михаила Ковальчука к этой мысли еще 4 года назад? Или наоборот Ковальчук его подтолкнул:
Вы знаете, что биологический материал собирается по всей стране?
Конспирологическое сознание — это образ мысли в целом, а не суждение по конкретному поводу. Нельзя годами заряжать воду от телевизора, а потом вдруг начать разоблачать шарлатанов, которые заряжают воду от телевизора. То есть можно, но получается слабительное одновременно со снотворным. Придешь домой — там ты сидишь, голова кругом идет. Вот Владимир Мединский, ведущий борец в стране за альтернативную историю, за такую историю, в которой миф правдивее факта, вдруг набросился на антипрививочников. Говорит: «Надо каждому гражданину включить голову и выключить остальные части тела, когда они рассуждают о прививках. Потому что эти мракобесные истории про чипирование в нашей истории уже были, и не раз». И опять-таки, не поспоришь.
Но кому он это говорит? Кто этот наш мракобес? Кто у нас тут очковтиратель и невежда, кто поставил всю Россию в очередь на чипирование к Биллу Гейтсу? Ну ничего, Никита Михалков образумился и привился еще в апреле, хотя в искренности его порыва по-прежнему есть сомнения. А если не верить в силу прививки, то она не сработает все равно — спросите об этом у Путина на следующей прямой линии. Но помните, четкого ответа про коронавирус вы от него не получите никогда. Путин ссылался на закон об иммунной защите населения 1998 года, где описывается календарь прививок. Он рекомендовал сделать прививку через 6 месяцев. Он ссылается на ученых, а те велят прививаться. Он рекомендовал спросить о противопоказаниях к прививке у лечащего врача — ну, не у него же спрашивать, в самом деле. Вот что пишет политолог Татьяна Становая:
Большинство острых вопросов остались без внятного ответа президента. Является ли вакцинация добровольной? Нужен ли новый локдаун? Нужно ли прививаться и как защититься от увольнения в случае отказа? Путин перестал брать на себя ответственность за ясный выбор в пользу того или иного решения, уходя вместо этого в пространные рассуждения «с одной стороны, с другой стороны». То есть теперь он скорее консультирует со стороны тех, кто в итоге должен принимать эти решения.
Как страна справится с эпидемией, Владимир Путин вам не расскажет. Да и зачем, если она ее уже много раз победила в прошлом.