«Упадем еще на столько же»: экономист Олег Буклемишев сравнил последствия новой войны с событиями 2014 года
На фоне геополитики индекс Московской биржи уже упал на больше, чем 3,35%, РТС — более, чем на 4%, а доллар и евро за 18 февраля подорожали практически на рубль. Некоторые эксперты и экономисты уже отмечают, что это может негативно сказаться на покупательской способности населения страны. Накануне на встрече с Александром Лукашенко Владимир Путин заявил, что Запад введет санкции против России в любом случае, потому что главная его цель — это сдерживание России. Обсудили возможные экономические санкции, почему по логике Путина в таком случае уже не были введены, и какие экономические последствия от них стоит ожидать, с президентом Ассоциации независимых центров экономического анализа и кандидатом экономических наук Олегом Буклемишевым.
Эскалации конфликта, которая сейчас происходит, уже вполне достаточно, чтобы начать вводить санкции против России, и они скоро будут введены — об этом заявил в вечернем эфире Дождя экономист Олег Буклемишев.
По его словам, т.н. «умные санкции», которые распространены в последнее время, носят иной характер, чем санкции предыдущих поколений. Опыт применения санкций много раз показывал, что в авторитарных странах они скорее носят контрпродуктивный характер, потому что их бремя ложится на народ, который начинает ненавидеть внешнего агрессора, чего и добивается власть. Поэтому «умные санкции» имеют другие конструкционные элементы: они «таргетированы, не носят сплошного характера и будут касаться неких персон и структур», которым «есть что терять и которые по-прежнему сохраняют значительное влияние на события в России», считает экономист.
Прогнозировать, как именно будут выглядеть эти санкции, достаточно сложно, говорит Буклемишев: «Санкции рассчитаны на рациональное мышление, они носят сдерживающий характер для тех, кто продолжает мыслить в терминах выгод и издержек, кто мыслит точно так же, как и тот, кто санкции объявляет. В данном случае мне кажется, что мы уже находимся в совершенно другой вселенной, как в свое время достаточно точно выразилась Ангела Меркель».
По мнению эксперта, решения будут приниматься оперативно, но исходя из каких-то других расчетов, чем те, которые были заложены в предварительные проекты нормативных актов: «Нормативные акты — это штука, которая достаточно долго обсуждается, где учитываются разные интересы, потом юристы что-то подкручивают. А тут все будет делаться на „быструю нитку“ и не думаю, что мы можем сейчас угадать, что там будет происходить».
На прежних санкциях Россия потеряла 1,5-2% роста ВВП. Какими будут последствия новой войны с экономической точки зрения? Эксперт предлагает использовать как индикатор продажи автомобилей в РФ, информацию о которых ежемесячно публикует Ассоциация европейского бизнеса в России. «Последний пик наблюдался как раз перед украинским кризисом 2014 года — он примерно на треть больше того, что было после, и до сих пор мы до этой отметки не поднялись. Поэтому экономический рост, среднемировой или какой бы то ни было вообще, о котором мы сейчас можем рассуждать, отдаляется за какие-то неведомые нам горизонты. Мы упадем еще примерно на столько же», — прогнозирует Олег Буклемишев.