Убийство за слова. Почему агенты ФСБ пытались отравить Дмитрия Быкова
В новом выпуске итоговой еженедельной программы «И так далее» Михаил Фишман рассказал о расследовании Bellingcat и The Insider об отравлении писателя Дмитрия Быкова в 2019 году. По информации расследователей, к покушению на писателя могут быть причастны те же лица, что и к отравлению Алексея Навального.
Новый эпизод в совместных расследованиях Bellingcat и The Insider: история отравления писателя Дмитрия Быкова. Быков едва не погиб 16 апреля 2019 года, когда он летел из Екатеринбурга в Уфу. Симптомы были похожи на симптомы Навального — еще на взлете рвота, обильный пот, потом отключение, полубред, оба ничего не помнят с тех пор, как легли на пол в салоне самолета. А затем кома, как и у Навального — Быков провел в коме несколько дней. Врачи его спасли, но не смогли поставить диагноз, да и сам Быков тогда не думал, что его отравили. Факт покушения доказан таким же образом, как Bellingcat доказал факты предыдущих покушений — за Быковым следили агенты из специального отряда ФСБ, который занимается внесудебными расправами над своими согражданами. Еще не прошло и года с отравления Навального — еще меньше с того момента, как существование эскадрона смерти на госслужбе стало известным фактом. Это открытие историческое значения, и у него будут масштабные последствия. И даже на этом сногсшибательном фоне покушение агентов-отравителей на писателя Быкова поражает — поражает тем, что это было возможно и произошло на наших глазах.
В последнем расследовании соратница Навального Мария Певчих не только показывает спрятанный омскими врачами его анализ крови, показывающий критическое падение холинэстеразы и доказывающий факт наличия полной клинической картины в омской больнице. Кроме этого, она рассказывает об участии в слежке некоего Валерия Сухарева, тоже сотруднике ФСБ, но не института криминалистики, который специализируется на ядах, а службы по защите конституционного строя. То есть действия отравителей на самодеятельность, а исполнение воли, которая спускается вниз по инстанциям внутри спецслужб. Сухарев работает и с Навальным, и с Дмитрием Быковым.
Итак, Быков. Bellingcat рассказывает, что за ним следят с мая 2018 года. Летят вместе с ним в Уфу. Затем ноябрь 2018 — в Ростов. И, наконец, маршрут Новосибирск-Екатеринбург-Уфа. Спецоперация проходит в отеле «Домина» в Новосибирске 13 апреля, а отравился Быков только 16, как полагает Bellingcat, лишь потому, что только в этот день надел отравленную одежду — вероятно, футболку. Bellingcat приходит к этому выводу на том основании, что отравители — они же занимались отравлением Навального в Томске — пролетают в город утром 13 и улетают вечером, не летят вслед за ним в Екатеринбург и Уфу, и кроме того, у них есть возможность проникнуть к нему в номер, пока Быков ведет тотальный диктант. Тогда, в апреле 2019 года, никто, конечно, не понимал, в чем дело. Вот что писал «Коммерсантъ» на следующий день 17 апреля:
В Минздраве региона «Ъ» подтвердили госпитализацию господина Быкова. Источник «Ъ» в медицинских кругах рассказал, что писателя госпитализировали 16 апреля в палату интенсивной терапии ГКБ № 22. По словам источника, он впал в кому, проводится искусственная вентиляция легких. У господина Быкова подозревают ишемический инсульт. Врачи оценивают его состояние как тяжелое.
Но в этой же статье версию инсульта опровергает главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, который как рассказывает Bellingcat, отправил за находящимся в коме Быковым из Москвы в Уфу спецборт с реаниматологами на борту, причем Минздрав хотел этот борт развернуть уже на подлете к Уфе, и в итоге Муратов только благодаря своим связям сумел добиться, чтобы самолет сел в Уфе и забрал Быкова в столицу. Через неделю, придя в себя, Быков говорил про отравление, но чем и как — разводил руками.
«Я точно совершенно знаю, что причина моего отравления — это было отравление — она не установлена. Мне мой врач реаниматор, который мною занимался, сразу сказал: «Мы можем поставить вас на ноги, но причину пока найти не можем, это более долгое дело»», — пояснил писатель.
И вот теперь диагноз известен — по крайней мере, политически-криминальный. Доказательства, предъявленные Bellingcat, Быкова убеждают. Остается один ключевой вопрос: за что? Быков — поэт, писатель, беллетрист, автор острых и иногда очень смешных, безусловно, резких номеров проекта «Гражданин поэт». Вот один из безусловных шедевров прошлых лет.
Просто нынче за обедом,
Доедая эскалоп,
Мы подумали с Медведом —
Замутить еще чего б?
Все мы делали, чего там,
Забавляя всю страну:
Управляли самолетом,
Погружались в глубину,
Нежной дружбы не таили,
Пели рок, Коров доили,
Твиттер, свитер, «Макинтош»,
Лыжи, танцы, все что хошь!
И при звоне чашек чайных
Был ответ произнесен:
Мы ни разу на комбайнах
Не играли в бадминтон!
Зенит популярности Дмитрия Быкова если не как политика, то в политическом качестве — это зима 2011−2012 годов. Имя Быкова — одно из первых имен на Болотной площади. Идея Болотного движения в большой степени была в том, что оппозиционные политики обанкротились, и вместо них на сцену выходят писатели, журналисты, поэты: Парфенов, Акунин и Быков — вот главные звезды декабря 2011, ну кроме, конечно, главного хедлайнера Алексея Навального. Вот Быков на проспекте Сахарова 24 декабря 2011. Протест еще думает, что он побеждает, хотя Владимир Путин уже готовится к контратаке.
Дмитрий Быков: «Если гражданское общество есть в стране, назад его не загонишь. И мне кажется, что единственный лозунг момента формулируется очень просто: история поставила на нас и положила на них».
Плакат, с которым зимой 2011−2012 годов Дмитрий Быков ходит на митинги тоже, конечно, вошел в историю — он на всех сайтах, во всех фотогалереях, в бумажной прессе — тогда такое было еще возможно. Быков входит в координационный свет оппозиции, он со сцены агитирует за Навального в 2013, когда тот идет на выборы мэра Москвы. Тогда же, в 2013 году помощник Евгения Пригожина Андрей Михайлов рассказывал, как они устраивали против Быкова провокацию — организовали его выступление якобы в поддержку кандидата в депутаты в какой-то уральской дыре — для того, чтобы уличить его в продажности. Это не получилось: Быков этого фейкового кандидата не рекламировал, но помощник объясняет, что Быков у них считался вторым по значимости человеком после Навального. По состоянию на 2013 год в этом логика есть — но в 2018, когда за Быковым начинают следить, и Болотная, и плакаты, и «Гражданин поэт» — все это уже прошлогодний снег, дела давно минувших дней. В 2019 году еще один скандал: в Следственный комитет поступают жалобы, что Быков реабилитирует нацизм, но Следственный комитет отказывается возбуждать дело. Это реакция на лекцию, в которой Быков рассуждает о коллаборационистских настроениях — о власовцах и так далее. Вот Быков описывал суть скандала в своей программе на «Эхе Москвы»:
Дмитрий Быков: «Эта ситуация была, русский коллаборационизм был. То, что эта ситуация имела характер достаточно массовый — самый высокий процент коллаборационистов выдал Советский Союз, — ситуация трагическая и, конечно, катастрофическая. Конечно, о ней надо говорить. Но когда я описываю логику коллаборантов, приписывать ее мне совершенно бессмысленно».
Так в чем дело? Предположить, что этот скандал послужил непосредственной причиной покушения, практически невозможно. К тому же слежка за Быковым началась раньше, как рассказывает Bellingcat. И причина покушения на Быкова — это не первая загадка в этом самом страшном документальном сериале об отравителях из спецслужб. За что через несколько месяцев после покушения на Быкова был убит политик Никита Исаев? За что Быков? Состоятельных версий так и нет, но за все эти годы мы уже успели осознать и даже сжиться с тем фактом, что известных людей в России убивали за их слова. Анна Политковская не жалела резкостей в адрес Рамзана Кадырова — ни в эфирах, ни в своих статьях, ни при личных встречах. Непосредственной причиной покушения на Бориса Немцова стали обидные слова, произнесенные им в адрес Путина. И даже про отравление Навального рассуждали в этом ключе некоторые источники, знакомые с настроениями в Кремля, хотя это, естественно, лишь гипотеза. Так или иначе, об этом уже невозможно не размышлять, когда речь идет о Быкове, который за словом в карман не лезет, это его профессия. Возможно, применительно к личным выпадам, для исполнителей, организаторов и заказчиков этих покушений нет такого понятия как срок давности.
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС