«Только нажимаете на ручку двери, чтобы выйти на улицу — вас вяжут снова»: Михаил Фишман об арестах Навального и Волкова
Колонка Михаила Фишмана, навеянная турне Алексея Навального и сопутствующими неожиданностями на его избирательном пути.
Представьте: вас арестовывают за рекламу несанкционированного митинга. И московский суд сажает вас в спецприемник на 20 дней. Тут выясняется, что он не имел никакого права этого делать — вас должны были судить в Нижнем Новгороде где вы этот митинг и рекламировали. Вмешивается высшая инстанция — Мосгорсуд — приговор отменен, новое рассмотрение в Нижнем Новгороде.
То есть, вы свободны. Но бывает такая свобода, которая больше похожа на несвободу: только вы нажимаете на ручку двери, чтобы выйти на улицу — вас вяжут снова. Выписывают судью — уже в другой суд в Москве — и ближе к полуночи везут для объявления нового приговора. Вы получаете еще 20 дней — к двум уже отсиженным — и вас по прежнему ждет тот самый суд в Нижнем Новгороде.
Вот такая зарисовка о положении дел в судебной системе России. Понятно, что я говорю о Леониде Волкове, главе штаба Алексея Навального. И это сам по себе показательный эпизод.
Однако им дело не ограничилось. Самому Навальному Мосгорсуд уже подтвердил 20 суток ареста — уже подсчитано, что каждый пятый день с тех пор, как он объявил, что идет на выборы, он проводит в тюрьме. Ходорковский, кстати, хорошо пошутил: что решили ему мои десять лет отвесить в розницу? не доживете же. Плюс к тому обыски — в штабе у Навального, 6 октября.
Параллельно — целых 17 обысков у сотрудников «Открытой России», включая главного редактора сайта Веронику Куцылло, и у Станислава Белковского, который сейчас с Ходорковским, насколько я понимаю, никак не связан. Это довольно сильная, заметная атака.
Почему она происходит? Может быть, Навальный сейчас на подъеме? На 7 октября, когда Путину исполняется 65, намечена широкая акция протеста. А с середины сентября Навальный объехал 8 городов. Путин еще думает, идти на выборы или нет, а Навальный уже решил.