«Помощи никогда не было и сейчас не будет»: владелец кафе «АндерСон» Анастасия Татулова о выступлении Путина и Собянина
На прошлой неделе после первого обращения Владимира Путина во время его встречи с предпринимателями владелица сети «АндерСон» Анастасия Татулова выступила с призывом оказать больше помощи бизнесу на период «каникул». Предприниматель Анастасия Татулова — в гостях у Михаила Фишмана.
Вот сколько там, две недели назад, даже меньше, чем две недели назад, вы общались с президентом. Это был такой доверительный, длинная даже беседа, у вас получилась дискуссия, спор, если угодно. И кажется, казалось тогда, что он вас услышал, и вы очень эмоционально выступали, чуть ли не плакали даже, с ним разговаривая. И вот второе выступление президента. И я хотел спросить, как оно вам?
Я его не смотрела, поэтому я не смогу вам его прокомментировать.
Вы не знаете, что он сказал?
Я знаю, я читала, но выступление не смотрела.
Хорошо, тогда вы знаете, что у нас каникулы…
Он сказал, что все будет хорошо, у нас каникулы и все.
Да, до конца месяца. Губернаторы будут принимать решения, когда выпускать и впускать людей, выпускать на улицу, там где вот этот «режим повышенной готовности». Но про слова поддержки бизнесу не было сказано ни слова, ни одного.
Да, это так.
Мне интересно, как вы это воспринимаете, что вы думаете в этой связи?
Я думаю, что пока, к сожалению, ничего не изменилось. Вы знаете, наивно, наверное, было бы предполагать, что слова одного предпринимателя, которые были сказаны, могут изменить десятилетиями складывающуюся в стране ситуацию. Мне кажется, вы это должны понимать. Но я все, что могла, сделала и продолжаю делать дальше, готовим предложения, передаем. К сожалению, действительно, и вчерашняя риторика, и риторика сегодняшняя мэра Москвы о том, что бизнес должен проявить социальную ответственность, и понять и простить государство, и что у бизнеса есть деньги абсолютно точно, как предполагает мэр, потерпеть всего лишь месяц, она говорит о том, что по-прежнему люди, которые находятся во власти, абсолютно не понимают, что такое бизнес, а часто не понимают даже элементарных экономических законов. И это глубочайшая проблема, ее надо решать, системно, долго, начиная, наверное, с образования в школе, судя по всему. Потому что как люди не могут сложить два плюс два и понять, что будет четыре, или отнять от четырех четыре, будет ноль, я не могу вам это прокомментировать, у меня это вызывает просто тупик. Я говорю, сегодня я перешла в стадию, как и многие мои коллеги, истерического смеха, потому что сначала мы послушали вчера президента, сегодня мы послушали мэра, прочитали, который сказал нам, что мы должны проявить социальную ответственность, и что у нас точно есть деньги, он посчитал. Потом уважаемый господин Решетников, на самом деле уважаемый мной новый министр экономического развития, сказал, что меры, которые предлагались, уже практически на 80% реализованы. А мы, те кто готовим и отдаем власти эти меры, для нас они реализованы на 0%, а для власти на 80%, то есть представляете, у нас не разница в 10%, или в 20%, она в 100% разница, то есть люди считают, что они выполнили на 80%, а мы считаем, что на 0. И пока принимаемые меры, вы знаете, они с огромными оговорками, то есть возьмите кредиты на зарплату, не субсидии, а кредиты. Значит, возьмите под 0%. Ну, казалось бы, бог с ним, ладно, под 0% кредиты, в нашей стране этого никогда не бывало, но возьмите на шесть месяцев, через шесть месяцев откуда-то отдайте, если не отдадите, будете платить 4%. И еще важная поправочка, что кредиты мы сейчас дадим только микропредприятиям, и только тем, у кого зарплатный счет в Сбербанке и в ВТБ. Ну то есть, как бы я не понимаю. Я, во-первых, этого не понимаю, во-вторых, я по-прежнему продолжаю не понимать, почему так долго. И это же не одно мое изумление, я бы сказала, что это изумление всего предпринимательского сообщества, которое прямо с изумлением…
Вот из тех разговоров, которые у меня были со знакомыми предпринимателями, они были в общем в шоке от выступления Путина последнего, то есть просто «спасайтесь сами, как хотите, не наше дело», примерно так они это прочитали. Вот вы говорите, в школе надо воспитывать это у наших политических лидеров, но это, наверное, уже в новой жизни в какой-то будет, а это уж такие, какие есть.
Да, к сожалению, на нас не хватит.
А вот скажите, что вы будете делать? Вот у вас сеть ресторанов, у вас теперь выходной месяц, нерабочие дни.
Я не знаю, у кого нерабочие…
Вы будете увольнять людей, или вы будете как-то… Какой у вас план, вот просто личный, собственный? Как вы собираетесь выживать и спасаться?
У меня нет выходных дней, и те люди, которые работают сейчас у нас в компании вместе со мной, у них не то что выходных нет, у них даже ночей нет, то есть мы работаем круглосуточно для того, чтобы…
А что вы делаете?
У нас есть фабрика, мы с нее поставляем, нам, может быть, чуть больше повезло, чем всем остальным в ресторанном бизнесе, у нас есть фабрика, и мы поставляем с нее продукты наши, которые мы производим, андерсоновские, во «Вкусвилл», там можно купить наш рулет, наши профитроли. Вот нас это сейчас держит на плаву. Очень много коллег-предпринимателей, спасибо розничным сетям, сейчас нам помогают, чтобы мы быстрее встали на полки, очень помогает «Перекресток». И мы надеемся, что мы появимся там быстро, и мы вот делаем все возможное для этого, потому что обычно этот процесс занимает очень много времени. Но мы сейчас просто…
Но вы не сокращаете сотрудников, если я правильно понимаю, вы сокращений не проводите?
Конечно, нет, да что вы. Да мы сократили всех уже просто три недели назад. Вы же понимаете, у нас сейчас осталось, не знаю сколько, наверное, даже сто человек у нас сейчас не работает, из компании в полторы тысячи. Мы сократили всех давно. И вот эта вот иллюзия, что бизнес сейчас ждет, что им что-то заплатят, вы же понимаете, если бы у нас так когда-нибудь было, бизнес бы, может быть, и ждал. Но несмотря на все наши попытки сейчас что-то сделать, все же параллельно в глубине души понимают, что помощи никогда не было и сейчас ее тоже не будет, ну по-честному. И поэтому все выгребают, как могут, быстрее стараются круглосуточно работать, никто ни на каких не на каникулах. На войне все сейчас.
Но просто физически невозможно столько всего продать, сделать, произвести, обслужить, когда все сидят по домам. И это вам еще действительно повезло, еще относительно, как я понимаю, у вас есть хоть какие-то возможности, у многих никаких вообще нет. А дальше что делать, совершенно не ясно. А вот у меня такой вопрос, как вы думаете, почему все-таки, вот смотрите, везде в мире, в Западной Европе, да, у нас несопоставимые бюджеты, у нас меньше, но хотя бы относительно нашего небольшого бюджета, оказать бизнесу и людям, которые теряют работу, поддержку. Москва там что-то предложила, но это тоже в общем такие довольно смешные деньги. Но этого не происходит ничего, как это в принципе объяснить? У нас в бюджете все-таки деньги есть, в резервах деньги есть, почему их вам не дают?
Слушайте, наверное, не важен бизнес для государства. Откровенно говоря, давайте порассуждаем с вами. Предпринимателей в принципе, не знаю, 5%, цифра достаточно маленькая по стране. Ну нет их, ну сдохнут они все, ну новые появятся. Я не знаю, я же не власть.
Понятно, да.
Мне все, что происходит, настолько глубоко непонятно, и я считаю, что это просто говорит действительно о совсем непонимании, о том, что в принципе в условиях упавшей нефти… На нас можно было плюнуть, когда нефть 100, ну просто когда она 15, или там сколько уже, 10, то наверное, не надо плевать на тех людей, которые могли бы помочь вот это ВВП создавать. Наверное, просто им очень сложно перестроиться, они жили все время в другой парадигме, и они в ней жить, к сожалению, продолжают. Наверное, им сейчас кажется, что они помогают и делают все, что могут, правда. Им, наверное, правда так кажется. Просто эти меры, они никому, пока все, что принимается, оно все мимо. Единственные действенные меры, вот в Москве наконец-то, несколько дней назад приняли это решение по городской аренде, что она бесплатная с первого марта по первое июля. Просто не так много, к сожалению, у нас городских помещений, но тем не менее, это уже шаг от города.
Понятно.
Приняли решение о снижении налога кадастровый, на недвижимость, для владельцев коммерческой недвижимости, для того, чтобы они перенаправили эти деньги в погашение своего ущерба от неплатежей аренды, чтобы они не выдушивали эти деньги с арендаторов, потому что их все равно нет. Рассматривается сейчас Москвой вот эта компенсация ЖКХ, которая тоже для многих будет являться подспорьем.
Но пока ее нет, пока этого ничего нет.
Да, нет, но она точно готовится, вот этим вторым пакетом мер, потому что мы в этом участвуем. Ну то есть Москва как бы хотя бы в этом сдвинулась, и слава богу, что услышали, потому что изначально тоже речь шла о каких-то странных отсрочках, то есть вообще ни о чем, Москва хоть как-то. Надо дальше понимать, что на самом деле, может быть, решение возложить это на губернаторов, оно не такое уж неправильное, потому что правда, это нужно решать в регионе, каждый в своем.
Это вопрос еще финансовых ресурсов, которые есть в регионах, у губернаторов, что они в сущности могут особо решать. Ну, про Москву мы не говорим, это отдельная тема. Спасибо большое.
Фото: Анастасия Татулова / FB
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.