«Это лишает суд и власть легитимности». Тамара Морщакова — о запрете несогласным судьям иметь особое мнение

23/10/2020 - 22:10 (по МСК) Михаил Фишман

Реформа российской конституции, начатая голосованием 1 июля, движется полным ходом. Закон о Конституционном суде прошел на этой неделе второе чтение. Конституционный суд сокращается с 19 до 11 судей, обращаться в Конституционный суд обывателю станет заметно труднее, президент получит право представлять конституционных судей к отставке. Кроме того, среди этих положений появился запрет на огласку и публикацию мнения судьи Конституционного суда, которое противоречит мнению большинства судей Конституционного суда. В гостях у Михаила Фишмана — доктор юридических наук, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.

Тамара Георгиевна, добрый вечер.

Добрый вечер.

Тамара Георгиевна, я, как обыватель, могу сколько угодно возмущаться поправкой про особое мнение конституционных судей и так далее, это все очень субъективно. Но объективным, мне кажется, является тот факт, что в результате поправок Конституции и законов, которые вот теперь принимаются вослед, ни один орган власти, если угодно, не подвергается таким изменениям, таким реформам, как Конституционный суд Российской Федерации. Как вы оцениваете эти перемены?

Перемены пока они очень разнообразные, большой букет всяких новелл, в которых есть какие-то разумные вещи, давно напрашивавшиеся. Но не это главное. Главное, что колеблются такие вещи, которые относятся к принципиальным основам не только конституционного правосудия, но и правосудия вообще. А для конституционного правосудия некоторые проблемы решены таким образом, что это можно считать гибельным. Но это большой очень спектр вопросов, я как-то писала по этому и говорила. А что касается самых последних изменений, которые даже не заявлялись в проекте президента Российской Федерации, когда…

Который к первому чтению поступил, да?

Также по теме
    Другие выпуски