Закон о суверенном интернете вступил в силу, но никто и не заметил. Когда он заработает на полную мощность?

01/11/2019 - 22:06 (по МСК) Богдан Бакалейко
Поддержать ДО ДЬ

1 ноября частично вступает в силу закон о суверенном интернете, то есть о российской версии китайского фаервола, которая по официальной версии должна спасти и обеспечить бесперебойную работу российского сегмента интернета, если враг. скорее всего из страны НАТО. вдруг решится на него напасть и его разрушить. Богдан Бакалейко — об амбициозных попытках российской власти построить автономную сеть в России.

Поправки в закон о связи вступают в силу 1 ноября. Но интернет суверенным, конечно же, прям так сразу не станет. Оборудование, как обычно, еще не установили, да и не факт, что оно существует. Для теста, запрещенный мессенджер  телеграм работает без проблем. 

Правда, суверенный интернет вроде бы протестировали. РБК два месяца назад писал, что на Урале и в Тюмени пилотный проект уже запустили на ограниченных территориях — в университетах и универмагах. Например, в тюменском вузе телеграм через местный WiFi не работает, как сообщили студенты. 

Екатеринбуржцы заметили перебои с интернетом. Издание Bell, ссылаясь на свои источники, рассказало, что качество связи упало как раз из-за тестированием суверенного интернета, но официальных подтверждений этому нет. В компаниях перебои списывают на аварии, а суверенный интернет комментировать отказываются. 

Дмитрий Колезев, главный редактор znak.com: Мы стали это проверять, узнавать у каких-то знакомых, которые работают у провайдеров или связаны с отраслью IT, телекома. Никто толком ничего не подтверждал. Говорили, что вроде бы привозили какое-то оборудование, но никто не мог сказать, включали ли это оборудование, тестировали ли его.

Исполнительный директор общества защиты интернета Михаил Климарев: Увеличилось число аварий. В частности, был у МТС перерывы связи в Ханты-Мансийском округе и по Уральскому округу. Потом падал у нас «Мотив» — это екатеринбургская компания, которая работает на свердловскую, тюменскую и уральскую области. У них падало совсем, но они списывают это на аварии магистральные. Ничего особенного не случилось, только участились перебои связи. 

Суверенный интернет предполагает установку специального оборудования у операторов. Это так называемый DPI — Deep Packet Inspection, или глубокая проверка пакетов. DPI — это надстройка, которая анализирует и сортирует весь интернет-трафик. DPI по команде может автоматически блокировалать часть контента. Но у этой системы есть один недостаток — она замедляет скорость передачи данных. То есть, суверенный интернет будет работать медленнее. 

Исполнительный директор общества защиты интернета Михаил Климарев: Во-первых, вокруг них много слухов и домыслов. Во-вторых, там несколько десятков решений этих DPI. Они по-разному все работают. Какие конкретно там будут применены, это тоже вопрос. Просто привести оборудование — это 25% задачи. Оборудование надо установить, замонтажить, запустить, наладка, протестировать. Это довольно длинный процесс. 

Больше всего суверенный интернет критиковали те, кто в этом самом интернете зарабатывает деньги. А точнее — блогеры. Они называют идею депутатов «чебурнетом», симбиоз — Чебурашки и интернета. 

Глава Минкомсвязи Александр Жаров обещал показать результаты работы суверенного интернета в течении года. Правда, к закону нужно принять еще десяток актов, в которых будут прописаны точные характеристики оборудования. В тестах на Урале и Тюмени должны были использовать DPI компании, принадлежащей Ростелекому. Вообще, цену суверенному интернету до сих пор никто не знает. В разное время — чиновники называли цифры от 20 до 100 млрд рублей. К слову, с законом Яровой было примерно то же самое. Правда, теперь за оборудование должно платить государство, а не операторы. Но даже если это и случиться, эксперты в работоспособность суверенного интернета не верят. 

Общество защиты интернета составляет индекс связанности. Он показывает количество соединений в российской глобальной сети. Если бы законопроект о суверенном интернете начал работать или хотя бы тестировался, индекс бы упал вниз. Но этого не произошло. А это говорит о том, что операторы, возможно, ничего и не тестировали, а опыт исполнения законопроекта Ирины Яровой показывает, что может и и не будут этого делать.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Другие выпуски