«Издержки цензуры и кастовости». Сравниваем реакцию в России на катастрофу Superjet и в США на аварию «Боинга»
Вечером 5 мая в аэропорту Шереметьево загорелся самолет Superjet компании «Аэрофлот», пожар в результате жесткой посадки самолета унес 41 человеческую жизнь. Трагедия произошла в 18:30. Люди погибли сразу. Не только не было спецэфиров на федеральных каналах — через два с лишним часа после трагедии, когда все, кому надо, уже все знали, в восьми- и девятичасовых новостях первой новостью вообще шла Венесуэла — переговоры Лаврова с Помпео. Как это объяснить? Богдан Бакалейко сравнивает реакцию на катастрофу Superjet в России и реакцию в Америке на недавнюю аварию «Боинга».
Спустя три дня после трагедии в аэропорту Шереметьево в Кремле почтили память погибших — Путин начал заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам с минуты молчания. За эти три дня федеральные каналы уже сориентировались, как говорить про авиакатастрофу. Сюжеты на «Первом», НТВ и «России» выходили преимущественно 6 мая, на следующий день после аварии. В этих материалах обсуждали действия пилотов и пассажиров, рассказывали про погибших и ни слова не говорили о хронических проблемах Sukhoi Superjet 100.
После трагедии компания «Аэрофлот» на своем сайте опубликовала только список выживших. Число погибших и их имена тогда не назывались. В компании только выражали соболезнования жертвам. Тоже самое было и на сайте «Сухого». Пытались не говорить о погибших в Следственном Комитете и Минтрансе. Но чиновников буквально вынудили это сделать журналисты, задав им прямой вопрос про погибших — 41 человек.
На вопрос о приостановке полетов Superjet министр транспорта Евгений Дитрих ответил коротко — нет оснований. Это при том, что перевозчики отказываются от «Сухого». Из иностранных компаний его эксплуатируют только мексиканская Interjet. После катастрофы отменил заказы российский «Ямал». Год назад «Брюссельские авиалинии» сообщили что за 22 дня они отменили 92 рейса из-за поломок Superjet. Недовольны самолетом пассажиры: в интернете появилась петиция на запрет полетов SSJ — её подписало уже 180 тысяч человек.
Но и без запрета Минтранса у «Аэрофлота» уже на следующий день появились основания отменять или переносить рейсы «Сухого» — с 6 по 8 число вовремя или вовсе не вылетело десять самолетов. 9 мая задержали еще 12 самолетов. В большинстве случаев причиной были небольшие поломки. Федеральные каналы об этом не говорили, «Аэрофлот» тоже молчал. Информация поступала из анонимных телеграм-каналов и от пассажиров. Издание «Лента» старалась вообще катастрофу и задержки не связывать с компанией «Аэрофлот». В статье о задержках всего один раз упоминают «Аэрофлот», вспоминая сгоревший самолет. А в Общественной палате даже записали ролик в поддержку самолета.
Нерасторопность российских чиновников в чем-то схожа с американскими. В октябре 2018 года разбился индонезийский боинг 737 MAX-8. На самолет жаловались пилоты, власти Индонезии говорили о неисправности самолета, но американские чиновники молчали. В «Боинге», как и в «Сухом», только соболезновали. «Первый канал» спешил рассказать — «Боинг» скрывает проблемы в 737-м. К слову, в отличие от модели «Сухого», на цифровой модели «Боинга» «Первый канал» указал название авиаперевозчика. А через полгода в Эфиопии упал еще один 737-й MAX. И тогда Федеральное управление гражданской авиации США не увидело причин для запрета полетов, но мир начал отказываться от «Боинга». В итоге, через три дня после катастрофы президент Трамп подписал запрет на полеты. США была одна из последних крупных стран, которая на федеральном уровне ввела запрет. Последней стала Россия.
В отличие от российских СМИ, которые неохотно рассказывали про «Сухой», New York Times критиковал чиновников, CNN рассказывал о неисправности самолета. Ну, а Трамп уже после отмены полетов предлагал «Боингу» задуматься о ребрендинге.
Дональд Трамп: Что я могу знать о брендинге? Думаете ничего? Возможно. Но я стал президентом, продвинул личный бренд. Сейчас Boeing находится не в самом лучшем положении. Я бы посоветовал компании изменить название своему 737 MAX, который потерял доверие у пассажиров.
В день авиакатастрофы «Сухого» федеральные каналы суммарно уделили трагедии всего 9 минут. Спецэфиров, посвященных катастрофе, не было. Для сравнения, только CNN 5 мая в вечерних новостях на протяжении 10 минут пытался разобраться в причинах падения самолета.