Собиратель земель. Как Путин записал всех украинцев в русские

Мнение Михаила Фишмана
16/07/2021 - 21:25 (по МСК) Михаил Фишман

12 июля на сайте Кремля была опубликована статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». В публикации Путин называет современную Украину «целиком и полностью детищем советской эпохи», а также утверждает, что руководство страны «отдало ее под полное внешнее управление». На прямой линии 30 июня Путин заявил, что украинцы и русские — это один народ и что он не видит смысла встречаться с Владимиром Зеленским, так как «ключевые вопросы жизнедеятельности Украины решаются не в Киеве, а в Вашингтоне, отчасти в Берлине и Париже». Зеленский ответил, что украинцы и русские «точно не один народ», хотя у них есть «общая часть истории», и назвал утверждения о «внешнем управлении» Украины «пропагандистской мантрой для внутреннего потребителя в самой России». Михаил Фишман в своей авторской колонке рассказывает о том, что не так со статьей президента и почему он зол на Зеленского.

Свершилось то, о чем так долго говорили в Кремле: Путин написал статью о том, что украинского народа не существует, а существует триединый народ, большая русская нация. Статья основательная, вторая такая в собрании исторических трудов Владимира Путина.

Первую он написал год назад — про причины Второй мировой войны. И та статья объясняла и необходимость пакта Молотова-Риббентропа, и пагубность Мюнхенского сговора, и, главное, зловредность Версальского мира, который унизил Германию и создал предпосылки для большой войны, то есть в войне был виноват Запад, а не Германия. В свежей статье логика та же — Запад превратил Украину в плацдарм против России, в анти-Россию. Зато другой герой — не германский, а русский триединый народ. А повествование берет начало от Царя Гороха, когда сыновья князя Ольгерда и воевода Боброк с Волыни вышли потряхивая бородами и копьями на Куликово поле вместе с князем московским Дмитрием Ивановичем. Все что вы хотели знать, но так боялись спросить: о гетманах и казаках, о Гоголе и Мазепе, о том, как спокон веков православные тянулись с правого берега Днепра на левый из-под польского гнета. Да что там, еще в самые древние былинные домамаевские и допапаевские времена великороссы и малороссы держались друг друга, пеклись о своей отчизне, строили общий дом. Бывало, выйдут витязи да казаки в широко поле, соберут урожай, наколют дров, дадут отпор врагу, выпьют по чарке меда ядреного, пива доброго, да напишут на едином своем языке письмо на горячую линию к Владимиру Путину с одним очень простым вопросом: когда, ну когда уже объединит он великие земли русские, растерзанные шляхтичами коварными да большевиками-ленинцами.  

Владимиру Путину уже напомнили про оставшийся в составе России после развала СССР украинский Таганрог, но Кремль в ответ, как обычно, говорит, что речь идет о принципе, а не о территориальных претензиях. Тем более что Россия, как рассказал Дмитрий Песков, и вовсе не выходила из состава СССР. «Российская Федерация ниоткуда не выходила, вот в чем дело», — сказал представитель Кремля.

Как это не выходила? Допустим, ратифицированную практически единогласно Съездом народных депутатов России декларацию о суверенитете (может быть, вы забыли, но 12 июня у нас до сих пор выходной день) можно трактовать по-разному, потому что в ней говорилось о создании демократического правового государства в составе обновленного СССР. Но как быть с постановлением Верховного Совета РСФСР, где так и сказано: Россия денонсирует договор об образовании СССР от 1922 года. Наверное, Дмитрий Песков смотрит на вселенную философски, как на вечный нескончаемый хронотоп: ничто на Земле не проходит бесследно, а юность ушедшая все же бессмертна.

На самом деле, Песков не первопроходец, это давний спор, но примечательно, что стороны поменялись местами — раньше депутаты-коммунисты даже принимали специальное постановление о денонсации  Беловежских соглашений, это было 15 марта 1996 года. А Борис Ельцин отвечал депутатам тогда так: «Вы Советский союз восстановили. Тогда что такое Россия? Что такое Госдума? Она несуществующий орган». И вот теперь это вопрос к Пескову и его шефу Владимиру Путину: а что такое Россия? Что такое Россия, которая притязает на то чтобы вернуть украденные у нее земли. Где она начинается и заканчивается?

Я не историк. Мне трудно оценить достоверность приведенных Путиным фактов о средневековой истории России и Восточной Европы, из которых он и выводит свой тезис о триедином народе. Что-то, вероятно, верно изложено в его статье, что-то нет. Важнее сама постановка вопроса: нет границ, нет международного права, нет современного мироустройства как такового. Вместо них есть вопросы крови и некая высшая легитимность и высшая справедливость, восходящие в покрытую пылью глубину эпох.

Не надо быть историком, чтобы взглянуть на карту и увидеть, что таких вопросов может быть бесконечное множество. Является ли Швейцария частью великой Галлии? Принадлежит ли американская земля Великобритании в высшем смысле? Как насчет Персидского царства в границах IV века до нашей эры? И если Россия и Украина это одна вера, один древнерусский язык, один народ и в этой логике одна страна, то почему в нее входят Татарстан и Удмуртия?

На самом деле, статья Путина полна внутренних противоречий. С одной стороны, мы один народ, с другой — нет проблем, давайте жить как США и Канада. С одной стороны, относимся к национальным чувствам украинцев с уважением. С другой стороны, «современная Украина — целиком и полностью детище советской эпохи». И главное:

«Все ухищрения, связанные с проектом „Анти-Россия“, нам понятны. И мы никогда не допустим, чтобы наши исторические территории и живущих там близких для нас людей использовали против России. А тем, кто предпримет такую попытку, хочу сказать, что таким образом они разрушат свою страну», — написано в статье Путина.

Это прямая угроза. Это обоснование возможной военной интервенции.

На прямой линии в конце июня Путин сформулировал четко: украинский народ — это часть русского народа, а управляется из Вашингтона. Непорядок? Непорядок. Как это исправить? Читайте статью Путина: или Украина будет дружественна к России — читай, вернется в орбиту ее влияния, — или мы этого не допустим.

Мы уже рассказывали: Украина — самая больная тема всех 20 с лишним лет путинского правления, абсолютно принципиальный вопрос для Путина, именно в Украине он дважды проиграл Майдану — в 2004 году и в 2014-м. А отобрав у Украины Крым, начал свой имперский проект и поставил тем самым точку в истории современной России. Но не поставил точку в борьбе с Украиной и дает понять, что продолжение следует, Путин давал это понять в течение всех последних лет. И вот теперь у этого продолжения есть манифест, обоснование, даже не статья, а больше чем статья, как говорит Путин, — аналитический материал, построенный на фактах и документах. От такого уже не отвертишься. Чтоб слова не расходились с делом, статью Путина уже изучают в армии.

Статья Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» по указанию министра обороны Сергея Шойгу включена в качестве одной из обязательных тем для занятий с военнослужащими по военно-политической подготовке. Об этом РБК сообщил источник в военном ведомстве. Ключевой тезис о единстве украинского, белорусского и русского народов «разделяется всеми российскими военнослужащими», — добавил он.

Старожилы помнят: так в начале 80-х директивой министра обороны СССР Дмитрия Устинова военнослужащих обязали изучать «Малую Землю» Брежнева. Но, теперь, конечно, политинформации будут выглядеть пободрее.

Как статью Владимира Путина воспримут те российские военнослужащие, которые служили вместе с десантниками, погибшими в августе 2014 года под Иловайском — про них первой тогда рассказала газета «Псковская губерния», — или в боях под Дебальцево в январе 2015-го? Как они воспримут то место из статьи Путина, где он пишет про гражданскую войну на Донбассе и как Россия сделала все, чтобы ее остановить?

Я не историк, и мне трудно сказать, чем руководствовался в XIV веке воевода Боброк с Волыни и почему гетман Мазепа предал царя Петра. Но события 6-7-летней давности мы помним достаточно хорошо, чтобы оценить правдоподобие статьи Путина и обоснованность ее главных выводов.

Один из центральных тезисов Путина — не только в этой статье, но и всех последних уже шести лет: в феврале 2014 года американцы при молчаливой поддержке европейцев организовали в Украине государственный переворот. В статье он пишет:

Об интересах украинского народа не думали и в феврале 2014 года. Справедливое недовольство людей, вызванное острейшими социально-экономическими проблемами, ошибками, непоследовательными действиями тогдашних властей, просто цинично использовали. Западные страны напрямую вмешались во внутренние дела Украины, поддержали переворот. Его тараном выступили радикальные националистические группировки

Надо признать, Путин не во всем неправ, когда обвиняет Запад в событиях зимы 2013-2014-х годов в Киеве. Есть ответственность и европейских дипломатов в том, что летом-осенью 2013-го года в связи с намеченным на ноябрь подписанием соглашения о евроинтеграции Украины перед президентом Украины Виктором Януковичем ребром встал вопрос — Россия или Европа. Брюссель потянул Януковича в одну сторону, Москва стала изо всех сил тянуть в другую, и кстати именно тогда Путин впервые заговорил про триединый великий русский народ, про три страны — Россию, Украину и Беларусь, — которые вместе и являют собой Великую Русь. Это было в июле 2013-го, а повод: 1025-летие крещения Руси. Ключевой момент, потому что именно тогда Путин приедет в Киев и даст ход так называемому плану Глазьева-Медведчука под шапкой «О комплексе мер по вовлечению Украины в евразийский интеграционный процесс». План, по которому российская таможня перекрыла украинский импорт. Предполагалось, что украинский бизнес надавит на правительство, чтобы оно отказалось от евроинтеграции, а получилось наоборот: антироссийские настроения в Украине резко пошли вверх, а таможенный союз с Россией стали называть таежным.

Путин в июле 2013-го в ходе поездки в Киев говорил про святую Русь:

Наши с вами предки, которые жили на этих территориях, сделали этот выбор для всего нашего народа. «Для всего нашего народа» — я говорю так, имея в виду, что, безусловно, мы понимаем сегодняшние реалии, есть и украинский народ, и белорусский, и другие есть народы, и мы с уважением ко всему этому наследию относимся, но в основе лежат, безусловно, наши общие духовные ценности, которые делают нас единым народом.

Пройдет 8 лет, и Путин изложит эту же мысль на бумаге, но в принципиально других реалиях.

Но перемотаем из лета 2013 года на полгода вперед — в тот самый государственный переворот, о котором говорит Путин, который случился после того, как он заставил Януковича отказаться от евроинтеграции и народ вышел на Майдан. Опустим для краткости избиение людей на Майдане в декабре, не вспомним про события января, когда Янукович еще мог остаться у власти, но Владислав Сурков привез ему пакет из 11 так называемых диктаторских законов. Рада их примет в один день, но резьба уже будет сорвана: через две недели законы будут отменены, но будет поздно — точка невозврата уже будет пройдена. И в феврале в Украине — не только в Киеве, это важно — начнется настоящее вооруженное народное восстание, не мирный Майдан, как в 2004-м, а восстание.

Но восстание это совсем не переворот, и Запад тут был ни при чем — наоборот, американские и европейские дипломаты делали, что могли, чтобы удержать Януковича у власти. В декабре Виктория Нуланд действительно раздавала на Майдане печенье — но как раз в тот день она отвергала отставку Януковича и призывала протестующих готовиться к президентским выборам в 2015 году. 20 февраля, после расстрела Небесной сотни, министры иностранных дел Германии, Франции и Польши — Штайнмайер, Фабиус и Сикорский — вместе с Януковичем разработали соглашение об урегулировании кризиса: новое правительство, конституционная реформа, досрочные парламентские и президентские выборы. Затем уговорили Совет Майдана подписать это соглашение — соглашение, которое сохраняло на некоторое время власть Януковича в стране.

Соглашение между Януковичем и оппозицией о преодолении кризиса было подписано 21 февраля. Еще на финальной стадии к разработке соглашения присоединился специально направленный Путиным в Киев Владимир Лукин. Но прямо перед подписанием Лукин получил указание не ставить на нем свою подпись. Как он тогда объяснял, потому что непонятно, кто является субъектом этого соглашения. Есть только одна логичная версия, почему Кремль вдруг отказался парафировать разработанное европейцами соглашение между Януковичем и майданом: Путин решил, что ему будет выгоднее занять позицию критика. Он тогда еще не знал, что соглашение не сработает — просто потому, что оно мгновенно устарело: Беркут и силовики ушли из Киева, а следом за ними на следующий день сбежал и Янукович — сначала в Харьков, а потом в Крым.

Но в любом случае, что из этого свидетельствует о подготовке Западом государственного переворота в Украине? Что имеет в виду Путин под государственным переворотом? Он никогда так и не объяснил. Может ему еще одну статью написать?

Тогда в ответ на переворот Путин отобрал Крым и начал военные действия на Донбассе. Теперь, хозяйке на заметку, он говорит, что проект «Анти-Россия» активизируется. А началось-то все еще при Ольгерде и Мамае.

Проект «Анти-Россия» — это такая эстафетная палочка, которую испокон веков друг другу передают западные кураторы, из поколения в поколение. И вот теперь Владимир Путин настаивает, что Россия была ограблена большевиками, что выходя из Союза советские республики утащили с собой подарки — просто унесли с собой через КПП, знаете, как с советских заводов в мешках выносили проволоку. То, что происходит сейчас в Украине сравнимо — еще одна важная цитата из статьи Путина — с оружием массового поражения, а его пресс-секретарь Дмитрий Песков демонстративно не отвечает на вопрос, готова ли Россия принять Донбасс. Когда-то, в древние времена, не при Мамае, конечно, но давным-давно еще молодой президент России Владимир Путин придумал для себя, что Украина это плацдарм для атаки на его власть и повесил большое ружье на стену. Однажды оно уже выстрелило. На этой неделе он снова взвел курок.

Владимир Зеленский не прошел мимо статьи Путина и того факта, что Кремль опубликовал текст и на украинском. Раз российский президент уже пишет по-украински, значит, мы все делаем правильно, говорит Зеленский. Вообще иначе как троллингом реакцию Зеленого назвать сложно:

Мы постоянно говорим о нашей встрече, но на встречу президентов России и Украины как-то не хватает времени у президента России, я просто не знал, на что он тратит свое время, но сейчас вижу результат.

Другие выпуски