«Возле аэропорта нас встретил ОМОН». В регионах прилетающих из-за границы россиян отправляют на принудительный карантин в обсервацию

03/04/2020 - 22:36 (по МСК) Валерия Ратникова
Поддержать ДО ДЬ

Уже несколько недель прилетевшие в Москву туристы отправляются домой на двухнедельную самоизоляцию. А позволяют ли россиянам в других городах вернуться в свои дома? Валерия Ратникова поговорила с теми, кто приземлился в других городах. 

Представьте, вы прилетели, например, из Таиланда в Россию, только не в Москву, в любой другой город, например, в Новосибирск. Согласились пройти обязательный карантин дома. Сошли с самолета, а домой не попали.

«Возле аэропорта, где нас встретил ОМОН, нас всех погрузили в автобусы»

Елена Ганиева, жительница Свердловской области: Я позвонила главе района, он мне сказал: «Берете чайник, плитку и едете».

Кирилл Писный, житель Новосибирска: Мы были до последнего четко уверены, что мы летим сейчас домой, и дома из аэропорта мы отправляемся в свои квартиры. Мы когда проходили контроль, то давали бумагу, и либо подписываешь, и дальше идешь, проходишь за багажом и направляешься в автобус, либо нет, уводили куда-то в сторону и потом ехали в суд. То есть говорили, сразу предупреждали, если вы сами добровольно не едете, то дальше мы с вами, вот когда все пассажиры пройдут, мы с вами отправимся в суд.

Вас посадили на карантин в обсерватор, сказали — постановление главного санитарного врача, все кто вернулись в Россию из-за границы с 1 апреля, должны проходить карантин в обсерваторе, то есть в закрытом пансионате. Все, кроме жителей Москвы и области. А потом вы узнали, хотя СМИ писали обратное, пассажиров следующего рейса в Новосибирск, в отличие от вас, отпустили домой.

«Вчерашний рейс Бангкок-Новосибирск, S7 5702 прилетел в наш город, и все, кто имеет новосибирскую прописку, были отправлены на домашний карантин, а не в обсерватор. Новосибирцы поехали на домашний карантин, мы, новосибирцы, сидим в обсерваторе».

В Красноярске от обсервации прописка не спасет, здесь постановление главного санитарного врача понимают по-своему.

Леонид Соловьев, адвокат международной правозащитной группы «Агора»: Подобные решения вообще должны вводиться в режиме чрезвычайного положения, и никак иначе. Потому что только в таком режиме есть возможность для властей, грубо говоря, контролировать ситуацию в ручном режиме. И помимо этого, они должны будут компенсировать всем тем, кто так или иначе лишен фактически свободы, все убытки, которые они несут в связи с этим.

Николай Лученков, врач-инфекционист: Мы знаем, что сейчас во всем мире рекомендация при легкой степени течения заболевания находиться дома и самоизолироваться дома. Помещать людей, разделять, помещать людей в специальные учреждения смысла нет, и более того, такой практики больше нигде не существует, насколько я знаю. И даже в Москве мы видим, что сейчас людей, которые контактировали с заболевшими, либо тех, кто сами болеют легкой формой, они остаются дома. Объяснить, что стоит за, какая логика стоит за такими мерами, сложно сказать. Мне видится, что это просто растерянность и испуг служб здравоохранения.

Екатеринбург. Губернатор Свердловской области сказал: исполняем поставление санитарного врача, всех туристов из-за границы — в обсерваторы.

Ольга Балюк, журналист Znak.com: Сейчас к этим трем рейсам, которые должны прилететь в ближайшую неделю из Индии, у нас подготовили четыре обсерватора на базе существующих баз отдыха и санаториев. В основном это как бы частные санатории-профилактории, просто бизнесмены подготавливают под то, чтобы принять людей.

При этом в местном Роспотребнадзоре говорят, что изолироваться можно дома. Те, кто прилетели спецбортом из Индии в обсерватор, судя по всему, не попали, а тем, кто вернулся раньше, но изолироваться по семейным обстоятельствам дома не мог, не нашлось даже нормального места для прохождения карантина.

Елена Ганиева, жительница Свердловской области: Я прилетела 28 марта, и как порядочный человек, заявилась на линию 112, на телефон. У меня видите какая ситуация получается, что у меня родители, мне нужно за ними присматривать, и я у них проживаю. Мне сразу санврач позвонил, заместитель санитарного врача, сказал, что вам нужно самоизолироваться в другое место. Я говорю: «Что вы можете мне предложить?». А он говорит: «Не знаю, сейчас порешаем». Через какое-то время он позвонил, говорит, что вам нашли какое-то место, от города в 50 километрах, какую-то назвал там деревню. Я туда не поеду, я боюсь. Оказывается, у них не был готов вообще этот обсерватор. Мне сказали, что у них есть обсерватор, позвонили, сказали какой адрес. Я говорю: «А вы там сами-то были?». В итоге в разговоре я поняла, что там никто не был, что там, вообще никто не имеет представления. Глава района мне потом рассказал, что это служебная квартира в каком-то, бывшая больница якобы для медицинского персонала. Я говорю: «А как я там буду, это же нежилое помещение, и вообще, и это далеко очень». Я боюсь.

Одним словом, все поняли распоряжение Роспотребнадзора как смогли. И русские туристы, которые еще не успели вернуться, в растерянности.

Николай Малов, житель Новосибирска: Планируем мы вернуться в Новосибирск 12 апреля.

В общем, у нас у старшего ребенка, у старшей дочери, ей сейчас девять лет, Елизавета, у нее диагноз полиноз. Полиноз на березу, на все перекрестные продукты, которые по белковому строению с березой совпадают, и атопический дерматит, который в общем во влажном климате мы как-то научились с этим, скажем так, жить. Дома у нас установлены системы очистки воздуха. Оказавшись как бы в вынужденной вот этой мере карантина, в обсервации, таких, конечно, условий нам никто предоставить не сможет, и чревато это тем, что у ребенка, если в этот период зацветет береза, может возникнуть стеноз.

Николай с семьей должен вернуться в Новосибирск 12 апреля. Сейчас они вздохнули с облегчением, прописка в городе есть, значит, все-таки есть шанс провести карантин дома. Но, кажется, сейчас ни в чем нельзя быть уверенными.

Николай Малов, житель Новосибирска: Мы готовы приехать, сесть в этот автомобиль, ни с кем не контактируя, доехать до своего отдельно стоящего частного дома, где мы проживаем постоянно, и там устроиться на самоизоляцию. Мы хотим ответственно подойти к этому вопросу и дома устроить самоизоляцию, но нас принуждают ехать в какие-то вот эти вот концентрационные обсервации.

Тем временем пациенты петербургского обсерватора рассказывают, что туда в сопровождении полиции привезли туристов из Италии. А в России продлили каникулы, режим ЧП не ввели, зато непредсказуемые ограничительные меры вводить продолжают.

Фото: Агентство «Москва»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски